Потребительские цены на мясо в уходящем году продемонстрировали разнонаправленную динамику. По данным Росстата на 19 декабря 2022 года индекс потребительских цен на говядину к концу декабря 2021 года увеличился на 15,73%. При этом цены на свинину сократились на 0,91%, на куры охлажденные и мороженые опустились на 2,9%. «ЭЖ» попросила экспертов рассказать о том, что влияет на динамику цен и как будет развиваться ситуация дальше.
По словам Дениса Негина, коммерческого директора компании «Стейковка», цены на мясо завязаны на «мясном треугольнике». Есть три основных источника животного белка: это птица, свинина и говядина. Эти категории связаны друг с другом. Зачастую покупатель в результате падения реальных доходов либо переходит с дорого мяса на более дешевое, либо в рамках одной категории, например, говядины, переходит с более дорогих кусков на более дешевые.
В 2022 году по говядине наблюдался рост цен. На этот процесс оказали влияние беспошлинная квота, сокращение объемов производства, сокращение импорта и рост экспорта говядины. Из-за разницы в курсе компаниям было выгоднее продавать говядину за рубеж. Также повлияло и повышение себестоимости продукта из-за роста цен на корм, затрат на дальнейшие процессы содержания и убоя скота, транспортировки продукции до конечного потребителя.
Сейчас в стране наблюдается высокий уровень инфляции: рост цен, падение реальных доходов. «Мы, как производители, сильно зависим от этого. Цена формируется не только из стоимости самого мяса. Технологический цикл выращивания животного достаточно сложный, энергонасыщенный и очень длинный, процесс переработки до конечного продукта связан с большим количеством трудозатрат. Все это накладывает определенные издержки. Таким образом, цена формируется из текущих общерыночных тенденций, внутренней конъюнктуры, то есть, когда спрос на один вид мяса выше, чем на другие», — отметил Денис Негин.
При этом эксперт обратил внимание на то, что размер себестоимости разный, на первом месте по затратам — говядина, на втором — свинина, и, соответственно, самый дешевый сегмент — мясо птицы. В конце 2022 года рост цен на составляющие себестоимости мяса замедлился, и шквального роста цен не наблюдается. Более того, по итогам последних прошедших торгов цены на говядину падают. Производители пытаются очистить склады, избавляются от остатков — это нормальная практика. Поэтому происходит небольшой спад цен в конце года.
К тому же, на текущий момент Минсельхоз планирует продлить беспошлинный ввоз говядины на 2023 год. При таких тенденциях российские производители не будут увеличивать дорогое производство внутри страны, а переориентируются на дешевое внешнее мясо, что позволит сдержать цены на КРС, выращиваемый местными фермерами.
Обратным фактором является тренд на ослабление рубля. Рост курса иностранных валют позволит вновь активизироваться экспорту говяжьих отрубов из России в страны Азии и Ближнего Востока, что увеличит спрос и цену местного КРС.
Таким образом, на цены влияют три основных фактора: сохраняющий стабильный, но достаточно низкий по сравнению с другими видами мясной продукции рост спроса на говядину, сохранение беспошлинного импорта иностранной говядины в России и активизация экспортеров продукции из КРС. Указанные факторы будут сдерживать друг друга, что, в результате, не должно значительно сказаться на росте стоимости продукции из говядины для конечного потребителя.
Говоря о прогнозах на будущий год, Денис Негин отметил, что сильных перемен на рынке не ожидается. Тенденция к росту цены как была, так и сохранится, рост потребления ожидается стабильным - 1-2% в год. Основными факторами, влияющими на цены, так же останутся инфляционные процессы в стране, продолжающийся процесс роста составляющих убоя и кормовой базы. И, конечно, отсутствие роста самого внутреннего производства, привлечение импортных закупок.
Производители считают, что беспошлинная квота в долгосрочной перспективе повлияет на уменьшение доли мелких производителей. Цена на фермерское мясо для небольших производств станет неконкурентной. Таким образом, объем производства говядины уменьшится, потому что производство этого мяса будет невыгодным.
При этом крупные игроки тоже не выиграют: дешевое мясо сейчас — это отсутствие необходимости выстраивать долгосрочные отношения с хозяйствами, инвестировать в какие-то свои проекты по стаду, развивать свое внутреннее животноводство. В итоге пострадать может конечный потребитель: дешевое мясо сейчас из-за рубежа — это ловушка, которая станет ощутимой к концу 2023 и началу 2024 года.
Чтобы нивелировать этот риск, производители выступили с инициативой введения пошлины на мясо. Например, пробовали пролоббировать пошлину размером почти в 30%, но безрезультатно. В компании «Стейковка» считают, что решить проблему быстро без участия государства не представляется возможным по причине длительных циклов окупаемости (более 12 лет). По мнению участников рынка, необходимо финансировать в отрасль по принципу прямой стимуляции сырья для производства говядины, а именно компенсировать до 30% затрат на килограмм живого веса.
Для обеспечения продовольственной безопасности нужно развивать собственное производство. «Беспошлинный импорт в долгосрочной перспективе вреден, так как сильно зависит от курса валюты и ограничивает развитие внутреннего выращивания КРС. В долгосрочной перспективе нужно усиливать государственную поддержку по выращиванию мясного КРС, субсидировать производителей КРС, чтобы их продукция могла конкурировать с импортной и была интересна как для внутренних переработчиков, так и для экспорта», – заключил Денис Негин.