Региональные бюджеты: итоги — 2022, прогнозы — 2023

| новости | печать

В последнем докладе о региональной экономике эксперты Банка России резюмируют, что, согласно оценкам, по итогам 2022 г. бюджетный импульс увеличится по сравнению с 2021 г., также ухудшится сбалансированность консолидированных бюджетов, а в 2023 г. ожидается снижение дефицита региональных бюджетов при сокращении их расходной и доходной частей.

По оценкам региональных органов исполнительной власти, в 2022 г. ожидается дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 1,7 трлн руб. против профицита 0,7 трлн руб. в 2021 г. Это авторы доклада связывают преимущественно с ростом расходов на обеспечение мер социальной политики темпами, опережающими увеличение доходной части (доходы — +2,3% год к году, расходы — +16,5%). В регионах, где ожидается профицит бюджетов, планируется направить неизрасходованные средства 2022 г. на финансирование наиболее приоритетных направлений (главным образом социальных статей), а также на погашение имеющихся долговых обязательств.

Региональные органы исполнительной власти сообщают о консервативном бюджетном планировании расходной части на 2023 г. (ниже на 3,1% к 2022 г.) в связи с высоким уровнем неопределенности и реализацией фискальной консолидации в условиях сокращения нецелевых трансфертов. Продолжится оказание финансовой поддержки для достижения национальных целей развития. На фоне действия внешнеэкономических ограничений, нарушения производственно-логистических цепочек ряда отраслей ожидается сокращение доходов бюджетов на 0,5% к 2022 г. По оценкам, совокупный дефицит составит 1,4 трлн руб. Источниками финансирования дефицита в 2023 г. будут инфраструктурные бюджетные кредиты, кредиты банков, ценные бумаги. Так, отмечают эксперты регулятора, восстановление активности на финансовых рынках позволило Министерству финансов России возобновить размещение облигаций к концу 2022 г. и запланировать в 2023 г. привлечение средств регионами на фондовом рынке.

Доходы

В 2022 г. общий объем утвержденных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2,3% превышает уровень 2021 г. По состоянию на 1 ноября 2022 г.:

- план по доходам выполнен на 88,5% от утвержденного на год, поступления выросли на 15,4% в годовом выражении;

- план по собственным доходам выполнен на 90,5%, поступления возросли на 16,2%. Динамика преимущественно обусловлена высокой налоговой базой, сформированной за 2021 г., а также увеличением нефтегазовых доходов вследствие роста стоимостного объема нефтегазового экспорта в текущем году;

- план по налогу на прибыль организаций выполнен на 96%, объем поступлений по сравнению с прошлым годом увеличился на 12,3%. Аналитики ЦБ констатируют, что наиболее заметный вклад внесло увеличение прибыли предприятий Сибири, Поволжья и Северо-Запада (за счет роста цен на газ, нефть и уголь, освоения природных ресурсов), а также предприятий Юга (на фоне увеличения выпуска продукции агропромышленного комплекса). При этом ряд субъектов Урала и Центральной России, в которых крупнейшими налогоплательщиками являются предприятия черной металлургии и связанной с ней горнодобычи, отметили сокращение прибыли. В условиях экспортных ограничений и высокого предложения производители вынуждены были реализовывать продукцию с существенным дисконтом. По оценкам органов исполнительной власти, дальнейшее расширение поступлений налога на прибыль может быть ограничено. В частности, ряд регионов отметили неопределенность, связанную с отменой в начале 2023 г. института консолидированных групп налогоплательщиков и планируемым изменением пропорций распределения между регионами налога от компаний — бывших участников;

- план по налогу на доходы физических лиц выполнен на 83,1%, а поступления выросли на 15,2% в годовом выражении за счет увеличения налогов, начисленных на полученные инвесторами дивиденды за 2021 г., сохранения двузначных темпов роста номинальных заработных плат в условиях стабильной ситуации на рынке труда. При этом в ряде регионов поступления НДФЛ снижались. Так, в Амурской области авторы доклада это связывают с ростом миграционной убыли населения в связи переносом сроков строительства регионального газохимического комплекса, плановым сокращением работ на местном газоперерабатывающем заводе и завершением первого этапа реконструкции Восточного полигона Байкало-Амурской магистрали;

-план по налогу на совокупный доход перевыполнен на 1,2%, а объем поступлений по сравнению с прошлым годом увеличился на 20,6% за счет значительного расширения государственной поддержки МСП, повышения общего уровня цен, увеличения количества налогоплательщиков. Эксперты ЦБ считают, что до конца 2022 г. и в течение 2023 г. на исполнение региональных бюджетов по данной статье продолжат влиять перенос сроков уплаты налогов (в том числе отсрочки по социальным страховым взносам во II — III кварталах 2022 г.) и введение на региональном уровне пониженных ставок налогообложения;

- объем безвозмездных поступлений увеличился на 12,7% по сравнению с 2021 г. Наибольший рост отмечался в регионах Урала: Ханты-Мансийском (в три раза к 2021 г.) и Ямало-Ненецком (в два раза к 2021 г.) автономных округах, что вызвано увеличением межбюджетных потоков, связанных с совместным финансированием программ различной направленности, в рамках договора между органами государственной власти этих регионов и Тюменской области. В южных регионах (в Республике Крым на 42,7% к 2021 г. и Карачаево-Черкесской Республике на 13,7% к 2021 г.) отмечался существенный рост безвозмездных поступлений на финансирование модернизации транспортной, инженерной, коммунальной и социальной инфраструктуры. При этом в Псковской области из-за усиления геополитического напряжения исполнение бюджета по безвозмездным поступлениям от нерезидентов было околонулевым, что стало причиной заморозки реализации программ приграничного сотрудничества, в рамках которых проводились реконструкция дорог и строительство водозабора в регионе, причалов и очистных сооружений в акватории Чудского озера.

На Дальнем Востоке, для которого характерна более высокая доля безвозмездных поступлений, чем в среднем по России (около 30% против 20%), отмечается их снижение (на 13,8% к 2021 г.). Основная причина — корректировка действующих проектов в Амурской области, поясняют аналитики регулятора.

Расходы

В 2022 г. общий объем утвержденных расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации на 16,5% превышает уровень 2021 г. За десять месяцев 2022 г. расходная часть исполнена на 73,4% от запланированного на год объема. По итогам января — октября расходы выросли на 16,7% в годовом выражении.

Наибольшее увеличение отмечалось в Тюменской области (в полтора раза к 2021 г.), где в рамках реализации региональной программы по социальной поддержке граждан, переезжающих из других субъектов, существенно возросли расходы, направленные на строительство и реконструкцию социальных объектов, а также транспортной инфраструктуры (в том числе на строительство железнодорожной станции в регионе).

В целом по стране увеличение авторы доклада связывают в основном с ростом цен на товары и услуги, а также с дополнительными расходами на меры социальной поддержки, действие которых оказывало влияние на динамику в приграничных территориях ряда регионов Юга и Центральной России. Так, в Краснодарском крае отмечено уменьшение сумм ассигнований, направленных на развитие промышленности, культуры, жилищно-коммунального хозяйства в пользу социальных направлений.

Кроме того, увеличились расходы на «национальную экономику» (на 27,1% к 2021 г.). В частности, в Волгоградской области это обусловлено ростом ассигнований дорожного фонда: при поддержке федерального бюджета продолжились строительство и реконструкция пускового комплекса мостового перехода через Волгу, третьей продольной магистрали, путепроводных развязок.

Дополнительным фактором ускорения роста расходов в России стали ассигнования в рамках проведения работ по частичной мобилизации. Калининградская область — единственный субъект, где отмечалось снижение расходной части по сравнению с прошлым годом (–6,6% к 2021 г.), что аналитики ЦБ связывают со снижением объема целевых федеральных трансфертов.

Сальдо, источники финансирования дефицита

По итогам десяти месяцев 2022 г. практически во всех макрорегионах страны консолидированные бюджеты исполнены с профицитом в результате активного роста доходов. В январе — октябре дефицит бюджетов отмечался в 18 субъектах. Наибольший дефицит сложился в Белгородской области, профицит — в Москве и Санкт-Петербурге. По итогам 2022 г. ожидается отрицательное сальдо консолидированных бюджетов большинства регионов.

Основным источником финансирования дефицита бюджетов являются бюджетные кредиты (71,4% в структуре государственного долга субъектов против 52,7% в начале 2022 г.). Это авторы доклада связывают с реструктуризацией коммерческих кредитов и их заменой бюджетными (доля сократилась с 16,7 до 4%) в регионах Дальнего Востока — Республике Бурятия, Хабаровском и Забайкальском краях, Сахалинской области, а также в ряде регионов Сибири, Центральной России, Поволжья и Северо-Запада – в частности, Кемеровской, Омской, Рязанской, Саратовской и Архангельской областях.

Также регионы активно используют инфраструктурные бюджетные кредиты (под 3% годовых). В 2022 г. 76 субъектов Российской Федерации получили порядка 167 млрд руб. на реализацию более 200 проектов по строительству транспортной и социальной инфраструктуры. За счет роста доли бюджетных кредитов снизились риски увеличения рыночной долговой нагрузки на региональные бюджеты. Кроме того, в 2023 г. в Москве запланированы заимствования через размещение региональных облигаций в размере около 150 млрд руб. В ряде регионов — Белгородской, Ярославской, Оренбургской, Свердловской, Ульяновской, Кемеровской областях, Республике Саха – Якутия, Пермском и Краснодарском краях — также ожидается привлечение средств на фондовом рынке.

Бюджетный импульс

На основе данных региональных органов исполнительной власти на конец 2022 г. эксперты ЦБ констатируют, что в целом по России сбалансированность консолидированных бюджетов регионов ухудшилась по сравнению с 2021 г., наиболее сильно — в ряде приграничных территорий Центральной России и Юга. Во всех макрорегионах в 2022 г. бюджетный импульс оценивается как положительный. Наиболее существенный заложен в консолидированные бюджеты макрорегионов Урала и Центральной России. В целом по России на конец 2022 г. он ожидается в размере 2,6 трлн руб., а в 2023 г. — –0,9 трлн руб.