В Минфине отметили два тренда уходящего года: упрощение налогового администрирования и оперативное реагирование на изменения экономической ситуации.
О том, какие изменения были внесены в Налоговый кодекс, о пересмотре налоговых соглашений с дружественными странами, о корректировке законодательства о САР рассказал Алексей Сазанов, статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ Михаилу Орлову, руководителю департамента налогового и юридического консультирования компании Kept.
В 2022 г. в налоговое законодательство было внесено большое количество изменений и поправок. Алексей Сазанов выделил два тренда. Первый — долгосрочный, стратегический. Это — упрощение налогового администрирования. Например, для этих целей был внедрен институт единого налогового счета. Вторым направлением являются меры оперативного реагирования в ответ на изменение экономической ситуации. Алексей Сазанов отметил следующее. Обстоятельства сложились так, что существенно выросли расходные обязательства бюджета, потребовалось искать дополнительные источники доходов. В этом году фокус был направлен на нефтегазовую отрасль, добычу угля, производство удобрений, что позволило обеспечить те дополнительные доходы, которые требовались бюджету на ближайшие три года. В 2022 году удалось по-прежнему не затрагивать ставки НДС, налога на прибыль, НДФЛ. В будущем также в планах придерживаться этой стратегии.
Относительно пересмотра СИДН (соглашений об избежании двойного налогообложения) замминистра финансов подчеркнул, что в этом вопросе должна быть двухсторонняя договоренность. В конце 2022 г. Правительство РФ поддержало инициативу Минфина вступить в 2023 г. в переговоры о пересмотре налоговых соглашений с ОАЭ, Турцией и Малайзией. При этом нужно понимать, что цель пересмотра состоит не в создании некого преференциального налогового режима для холдинговых компаний с квазироссийскими деньгами, чтобы легальные схемы налоговой оптимизации, которые существовали, например, в случае с Кипром, были восстановлены и использовались для вывода денег из России с минимальным уровнем налогообложения.
Что касается специальных административных районов (САР), то Минфин считает, что в режиме САР сейчас есть некоторые детали, требующие донастройки. В 2022 г. было направлено внимание на понижение налоговых ставок и условий применения налоговых льгот. В 2023 планируется совершенствование процесса администрирования этих преференций. В частности, одним из предложений Минфина является внесение изменений в законодательство, позволяющие расширить перечень инструментов инвестирования 300 млн руб., которые являются условиями для получения статуса МХК. Планируется возможность инвестирования в некий фонд, который будет создан субъектом, и дальше уже регион сам будет определять приоритетные социальные проекты, которые захочет финансировать из этого фонда. Также по предложению бизнеса и регионов, туда будут добавлены инвестиции в движимое имущество, например, в медицинское оборудование. В планах и введение режима предварительного согласования компанией формы инвестиций с региональными органами власти. Дополнительно к указанному Минфин намерен продлить на два года возможность иметь офис во Владивостоке или в Калининграде, а не в самих САР. Будет введен гибкий подход к оценке выполнения международной компанией требований к штату сотрудников и офисным помещениям. Также будет предусмотрен ряд других упрощений.
Алексей Сазанов рассмотрел также вопрос о расширении периметра НДД. Он отметил, что НДД — это режим, который стимулирует дополнительную добычу нефти, т.е. есть базовая добыча, которая облагается по полной ставке НДПИ, — это некая константа. А расширение периметра НДД — это, по сути, стимулирование дополнительной добычи. В связи с этим, должно быть понимание, понадобится ли в следующем году дополнительная добыча. Минэнерго и Минэкономразвития дают прогнозы, согласно которым ожидается определенное сокращение добычи на фоне внешних факторов —в пределах 5-10%. В таких условиях расширение периметра НДД в 2023 г. нецелесообразно. По словам замминистра, все будет зависеть от долгосрочной стратегии относительно объема добычи нефти. Если в будущем появится потребность в увеличении добычи, то НДД будет использоваться.