Итоги года: рынок стройматериалов стабилизировался

| новости | печать

К концу 2022 года российский рынок строительных материалов смог адаптировался к новым и экономическим реалиям и стабилизироваться. О ситуации в отрасли и перспективах ее развития рассказывает Максим Тарасов, директор по продажам ROCKWOOL Россия.

После лихорадочного роста продаж в 2021 году и резкого падения в мае-июне 2022 года, ситуация в отрасли почти нормализовалась. Влияние санкционного кризиса и ухода иностранных брендов оказалось менее выраженным, нежели в некоторых других секторах экономики, и проявилось главным образом в изменении поведения потребителей.

Аналитики нашей компании проводили опрос среди населения, согласно которому 46% россиян изменили свой подход к покупке строительных материалов. Так, 17% респондентов сообщили, что стали чаще выбирать отечественные бренды и почти столько же теперь предпочитают бюджетные марки, 6% — китайские, а 3% вообще перестали покупать строительные материалы иностранного производства. Среди оставшихся респондентов только 29% полностью отказались от покупки строительных материалов, а еще 25% не изменили свой подход.

Ситуация отразилась и на выборе торговых площадок для приобретения стройматериалов. По данным проведенного нашей компанией опроса, 18% россиян чаще стали совершать покупки на строительных рынках, 17% — в крупных строительных гипермаркетах, 15% перешли на покупку стройматериалов на маркетплейсах и почти 7% ― в интернет-магазинах.

Перераспределение покупателей между торговыми площадками во многом связано с возросшей чувствительностью населения к ценам. В категории общестроительных материалов не было значительного подорожания: цены на металл, бетон, теплоизоляцию остаются стабильными. Однако, мы замечаем, что стоимость некоторых отделочных материалов все еще искусственно завышена. Это связано со слабой конкуренцией в отдельных нишах, под влиянием которой формируется повышенный спрос, соответственно, растут и цены.

По нашим прогнозам, рынок стройматериалов в 2023 году ожидает стабильность: ни грандиозного роста, ни падения мы не предвидим. При этом, как и во многих других отраслях, очень многое зависит от государственной поддержки. Сейчас, после продления программы льготной ипотеки до 2024 года, мы ждем частичное восстановление спроса на недвижимость, а это, соответственно, положительным образом отразится на рынке строительных материалов.

Если говорить в разрезе коммерческой недвижимости, очень важный тренд ― переход потребителей в онлайн. В этом году тенденция усилилась, и уход людей в онлайн повлиял на бизнес торговых центров – они сильно опустели. Уже сейчас мы видим, что торговых центров практически не строится, зато появляется много новых распределительных центров, складских помещений для организации и сортировки онлайн-заказов. Думаю, в этом направлении рынок коммерческой недвижимости продолжит свое развитие в 2023 году. Соответственно бизнес будет переформатирован в связи с новыми трендами.

 

Комментарий

Яков Яланский, директор департамента фиброцементной продукции BF Tech

Весь 2022 год рынок строительных материалов выглядел как «американские горки». В начале года мы наблюдали условный дефицит товаров, повышенный спрос и взлет цен. В условиях «общественной паники» многие отечественные производители увеличили объемы производства. Спрос стабилизировался, а товары на складах остались. Поэтому сейчас в некоторых сегментах стройматериалов предложение превышает спрос.

Но есть сегменты, которые больше пострадали от санкций, чем другие. Здесь «на помощь» пришел параллельный импорт. Для производителей это тоже решение. И мы – не исключение. Например, для покрасочных линий все компоненты краски - импортного производства. Благодаря параллельному импорту мы не испытываем трудностей с их транспортировкой на наши заводы. А за счет укрепления курса рубля стоимость продукции осталась для нас прежней. Там, где мы понимаем риски с поставками расходных материалов, мы ищем альтернативные решения у российских поставщиков. И находим.

Не смотря на трудности, с которыми столкнулся рынок строительных материалов, мы видим для себя большие перспективы для развития. За этот год мы выпустили несколько новых продуктов, которые уже пользуются спросом на рынке. Мы можем удерживать цены на привычном для потребителей уровне, а также предлагать альтернативные материалы, которые по качеству и дизайну не будут уступать импортным.

Государство поддерживает и стимулирует отечественных производителей строительных материалов и строительный рынок в целом. Это дает нам больше возможностей и уверенности для увеличения объема производства и расширения ассортимента.

Мы прогнозируем повышение спроса в сегменте плоских фиброцементных листов, фасадов, фиброцементной черепицы. Волновой шифер может ощутить снижение спроса из-за перенасыщения рынка кровельными материалами в одном ценовом сегменте.

На глобальном уровне в 2023 году сложно что-либо прогнозировать, но этот год показал, что у отечественных производителей строительной отрасли есть ресурсы для импортозамещения – у нас есть собственное сырье, поддержка государства, дружественных стран и собственное технологичное оборудование.