2022 год стал непростым для российского ИТ-рынка, что отразилось на всех сегментах бизнеса. Уход крупных иностранных игроков и ограничения, которые они устанавливали на работу сервисов и продажу продуктов, повлекли за собой серьезную трансформацию рынка. «ЭЖ» попросила представителей российских ИТ-компаний рассказать о том, какие изменения произошли в этом секторе, и как они отразятся на развитии рынка в будущем.
Комментарии
Дмитрий Гачко, серийный ИТ-предприниматель, венчурный инвестор, основатель ГК ITGLOBAL.COM.
ИТ-рынок изменился довольно сильно. Причины всем известны — санкции и уход зарубежных брендов. С одной стороны, из-за этого у многих начались проблемы — с поставками оборудования, приостановкой бизнес-процессов и даже нехваткой кадров. Но те компании, которые готовились к этому оказались в плюсе.
«Ранняя подготовка» — была и будет самая выигрышная стратегия в период турбулентности на рынке. Можно ли было к этому подготовиться — определенно да. Еще в 2014 году нам дали понять, что нужно производить и делать все самим. И те, кто включил это понимание в свою стратегию, в итоге оказались в выигрыше и сейчас чувствуют себя очень хорошо.
Мы в ITGLOBAL.COM всего несколько лет назад начали создавать импортозамещающие продукты, такие как vStack и SimpleOne, и когда наступил февраль 2022, мы смогли продолжать спокойно работать сами, и помогать другим компаниям замещать ушедшие продукты. Безусловно, 2022 был полон хаоса, но в целом даже за 8 месяцев рынок адаптировался и в 2023 году начнется уже планомерная и более спокойная работа на стратегию.
Артем Чепрак, генеральный директор АО «Информтехника и связь»
В ближайшей перспективе компаниям, вероятно, придется прибегнуть к использованию программного обеспечения (ПО), полученного различными обходными путями. Других быстрых решений не просматривается – это вынужденная мера для того, чтобы сохранить работоспособность IT-инфраструктуры и сервисов. При этом российские предприятия приложат все усилия, чтобы сохранить свою репутацию перед заказчиками, которые обычно далеки от IT-специфики, поэтому корректировок они не почувствуют.
Для обычного российского человека мало что изменится, так как культура использования лицензионных продуктов зародилась у нас в стране не так давно. Думаю, что потребители быстро вспомнят те способы добычи необходимого ПО, которыми они пользовались в начале «нулевых» годов.
Другая временная мера – параллельный импорт – с весьма туманными перспективами и последствиями. Пока предпосылок к тому, что импортные вендоры вернутся в Россию и все станет, как прежде, нет. Даже в долгосрочной перспективе. Поэтому самой надежной и эффективной мерой станет импортозамещение. Особенно, с учетом того, что в вопросах с ПО это гораздо проще, чем в вопросе «железа».
У российских разработчиков уже есть аналоги языка Java, на котором в свое время было написано много ПО, и оно до сих пор поддерживается. Но еще до ухода вендора, российские программисты стали писать новые программы на других языках: с#, python, ruby. Проблема заключается даже не в специфичности ПО, а в его разработчике. Если он из недружественной страны, то потенциальные проблемы и риски очевидны. Поэтому необходимо искать альтернативный вариант.
Алексей Уфаркин, директор по развитию АО «КантриКом»
Решения для автоматизации и поддержки малого бизнеса испытывают заметное давление. Как пример – вынужденный переход с зарубежных облачных серверов на отечественные. Если посмотреть предложения на рынке, то можно смело отметить, что российские сервисы испытывают подъем и что многие из них по качеству не уступают привычным зарубежным продуктам.
В сегодняшних реалиях какие-то области индустрии SaaS пострадали сильнее, а какие-то наоборот, поднялись или не заметили ухода зарубежных игроков, поскольку сами были сильны. То же самое можно сказать и о разработчиках ITSM-систем. Например, облачные сервисы телефонии и Виртуальной АТС. Они работают на высококонкурентном рынке отечественных решений и учитывают специфику именно российского потребителя. Сейчас облачная телефония уже стала гораздо больше, чем просто функция входящих и исходящих звонков. Современная Виртуальная АТС может включать в себя целые CRM-системы
Безусловно, уход или заморозка поставщиков инфраструктурных и серверных решений оказывает сильное давление на всех. Также некомфортно себя чувствовать заставляет ожидаемый подъем цен. Однако обновлять сервера рано или поздно придется всем и, объективно, лучше себя будут чувствовать те, кто способен перейти на мощности отечественных вендоров.
Усложняет ситуацию и то, что чаще всего в использование прежнего зарубежного ПО уже вложены значительные финансовые средства. А на внедрение нового инструмента потребуются дополнительные вложения. Однако отмечу, что при выборе правильного вендора и ПО, миграция, скорее всего, в будущем принесет финансовую выгоду. И, согласитесь, служба поддержки на русском языке заметно упрощает возможность обратиться к разработчикам ПО напрямую и получить от них квалифицированную поддержку.
Сложность еще состоит в том, что для миграции на отечественные технологии, объективно, требуются большие временные затраты. Это связано с тем, что производителям отечественного ПО, чтобы выйти на должный уровень и сформировать оффер с уникальным торговым предложением, также требуется большое количество времени. А потребителю нужно здесь и сейчас. И приобретать продукт от неизвестного бренда, владелец бизнеса не готов. А для того, чтобы заслужить положительный рейтинг и сформировать доверие к своим разработкам потребуется время.