Об этом свидетельствует статистика Первого ОФД (входит в Группу ВТБ), который занимает 17% российского рынка фискальных данных. Среди основных категорий расходов — продукты питания, услуги, одежда и обувь.
По данным Первого ОФД, траты россиян на товары и услуги в новогодние каникулы этого года составили 115 млрд руб. — на 45% больше, чем за 1 — 8 января 2022 г. На такую же величину выросло количество оплаченной продукции и сервисов.
На покупку продуктов питания россияне в ходе каникул направили почти 23 млрд руб., что на 38% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Больше всего тратили на бакалею и молочную продукцию, сыр и яйца, а также кондитерские изделия.
Кратно вырос спрос на замороженное мясо, а также шашлыки и стейки. Более чем на треть увеличились расходы на быстрое питание (бургеры, сэндвичи и хот-доги) и готовые десерты, более чем на четверть — траты на энергетические напитки и спортивное питание, а также на какао и горячий шоколад. При этом расходы на вегетарианские продукты снизились на 11%, на яйца — на 15%, на морепродукты — на 21%, на четверть меньше стали тратить на пельмени и хинкали и на коржи для тортов.
На втором месте по объему трат в каникулы — расходы на услуги для розничных потребителей (в том числе коммунальные, транспортные, медицинские, курьерские, страховые, услуги связи и пр.). Всего россияне потратили в этой сфере порядка 20 млрд руб., что в 2,2 раза превышает уровень прошлого года. Расходы увеличились по всем видам услуг, кроме туристических (снижение в пять раз) и букмекерских (снижение в четыре раза).
Третье место традиционно заняли траты на одежду и обувь: на них россияне во время праздничного шопинга направили свыше 10 млрд руб. — на 40% больше, чем за этот же период год назад. В том числе примерно в полтора раза выросли расходы на джемперы и кардиганы, брюки и жилеты, а также на обувь.
Наибольшую динамику продемонстрировали товары для праздников — рост расходов на них превысил 2,4 раза год к году. Также почти вдвое увеличились траты на товары для дома, более чем на 80% — на аксессуары и топливо, на 63% — на покупку мебели. На треть выросли траты на электронику и аксессуары, кухонные принадлежности, товары для творчества и красоты, печатную продукцию.
«На длинные новогодние каникулы традиционно приходится пик покупок россиян во многих категориях. Этот год не стали исключением, при этом мы фиксировали опережающий рост спроса не только на привычные товары для праздника, кулинарию и десерты, но и на предметы длительного пользования: электронику, товары для дома и ремонта. Таким образом, население стало более рационально подходить к зимним каникулам и активнее использовать праздничные дни для выбора и совершения крупных покупок, при этом существенно сократив расходы на туризм», — комментирует Александра Красовская, руководитель продаж аналитических сервисов Первый ОФД.
Авторы исследования напоминают, что, по данным опроса ВТБ, 70% россиян планировали отмечать Новый год дома, еще 11% собирались отправиться в гости. Лишь небольшое число россиян говорило о намерении встречать Новый год вне дома и не в гостях: 4% на праздничную ночь готовились отправиться за город, 3% — в другой город и 2% — в кафе или ресторан.
При этом, по данным Первого ОФД, траты россиян на подготовку к Новому году в декабре снизились на 17% к аналогичному периоду прошлого года и составили 1,8 млрд руб. Наиболее значительно — на треть — уменьшились расходы на покупку елок и елочных игрушек.