НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал спецвыпуск научного дайджеста. В нем представлены результаты количественного анализа креативного класса России – лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой и интеллектуальной деятельностью.
Численность креативного класса в России в 2021 г. составила 3,4 млн человек, или 4,8% от общей численности занятых; за пять лет она увеличилась практически на треть. Немногим менее половины (43,4%) всех занятых приходится всего на две профессии – специалистов по рекламе и маркетингу (24,4%) и разработчиков программного обеспечения (19%), а около 68% занятых в этом сегменте – на десять творческих профессий.
Для креативного класса в целом характерна концентрация в столицах и крупнейших городах. В России он сосредоточен преимущественно в Москве (25,1%) и Московской области (8%), Санкт-Петербурге (7,9%), Краснодарском крае (3,2%), Республике Татарстан (2,5%), Свердловской области (2,5%) и др.
Наиболее типичный представитель российского креативного класса – это молодой мужчина (25–34 года) с высшим образованием, однако на протяжении последних лет прослеживается тенденция старения этой категории работников. По мнению экспертов, это в целом соответствует общероссийским трендам развития рынка труда.
Несмотря на устоявшиеся представления о преимущественно гибком и ненормированном графике работы представителей творческих профессий, в России у них в основном стандартная 40-часовая рабочая неделя и полный рабочий день. По специальности работают только около половины занятых в творческих профессиях в России.
При этом наиболее важными для выполнения трудовых обязанностей оказались именно профессиональные навыки, непосредственно относящиеся к работе, а также навыки использования профессиональной документации и цифровые компетенции. Среди универсальных навыков наибольшим спросом на «творческом рабочем месте» пользовались многозадачность, умение принимать решение, навыки поиска новых идей и стрессоустойчивость.