По итогам ушедшего года аналитики определили по десять лидирующих марок и моделей таких машин.
Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» со ссылкой на данные АО «ППК» сообщают, что по итогам 2022 г. в России реализовано 84,2 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 15,6% меньше, чем годом ранее.
Лидером российского рынка грузовиков остается отечественный бренд KAMAZ, на долю которого в минувшем году пришлось 37,41%. В количественном выражении это составляет 31,5 тыс. единиц — на 11,8% меньше, чем в 2021 г. На второе место взлетел китайский Shacman (Shaanxi), который год назад был еще за пределами первой пятерки. Объем рынка этой марки вырос в 3,4 раза до 9,7 тыс. штук, в связи с чем его доля увеличилась вчетверо (до 11,5%).
Далее в марочном рейтинге агентства располагаются российские и китайские производители, компанию которых в ТОП-10 составили белорусский MAZ и шведский Volvo. Также эксперты АА «АВТОСТАТ» отмечают, что пять из представленных ими брендов в 2022 г. показали рыночный рост, но если у Ural он составил всего 4,4%, то у китайских марок (Shacman, FAW, Howo, JAC) превысил 100%. При этом в десятку лидеров вошел еще один производитель из Поднебесной — SITRAK, которого в 2021 г. на нашем рынке даже не было.
Среди моделей лидерство завоевал KAMAZ 43118 — в 2022 г. семейство таких машин разошлось тиражом в 8,5 тыс. экземпляров — на 9,5% больше, чем в 2021-м. Следом идет еще один представитель Камского автозавода — модель KAMAZ 65115 (7,7 тыс. штук; +14,2%). Замыкает тройку лидеров китайский грузовик Shacman (Shaanxi) SX3258 (3,9 тыс. штук; рост в 2,7 раза).
Эксперты агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что в ТОП-10 попали только российские и китайские модели, причем поровну. Однако если все китайские представители демонстрируют положительную динамику рынка, то у трех отечественных грузовиков она отрицательная — KAMAZ 5490 (–54%), GAZ Gazon NEXT (–45%) и KAMAZ 6520 (–6%).
Также аналитики агентства с опорой на данные АО «ППК» информируют, что в 2022 г. в нашей стране было куплено 75,2 тыс. новых легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 47,8% меньше, чем в 2021-м.
Чуть более половины (50,38%) от этого количества пришлось на отечественную марку GAZ, или 37,9 тыс. единиц (–41,4% к 2021 г.). Второе место занял еще один российский бренд — УАЗ (13,3 тыс. штук; –23%). В ТОП-5 также попали американский Ford (7,4 тыс. штук; –63,6%), отечественная LADA (7 тыс.; –53,1%) и французский Peugeot (1,9 тыс.; –70,7%).
Эк сперты АА «АВТОСТАТ» констатируют, что все десять марок-лидеров российского рынка LCV по итогам минувшего года показывают отрицательную динамику, а сильнее всего — немецкий Volkswagen (–77,4%).
В модельном рейтинге лидирует по итогам года GAZ Gazelle NEXT, которая была реализована в количестве 20,6 тыс. экземпляров, что на 41% меньше, чем в 2021 г. При этом рыночная доля данной модели составила свыше четверти (27,39%). Второе место сохранил Ford Transit, который за весь прошлый год разошелся тиражом в 7,4 тыс. штук (–63,6%). И это единственная иномарка в десятке моделей-лидеров. Причем все они демонстрируют падение по отношению к результатам 2021 г., отмечают эксперты агентства «АВТОСТАТ».