Как россияне провели новогодние каникулы

| новости | печать

Данные соответствующего (уже традиционного) опроса представил Всероссийский центр изучения общественного мнения.

Результаты опроса ВЦИОМ показали, что россияне в целом удовлетворены тем, как прошли их новогодние каникулы (76%). Авторы исследования отмечают, что показатель остается в пределах привычных значений: с начала ежегодных замеров (2006 г.) ниже 70% он опускался лишь дважды — в 2019 (69%) и 2021 гг. (61%). Виной последнего падения могли служить ковидные ограничения — запрет на проведение культурных и досуговых мероприятий и на работу заведений общепита. Недоволен проведением январских каникул в этом году каждый пятый опрошенный (22%).

Доля россиян, удовлетворенных проведением праздничных каникул, одинаково высока во всех социально-демографических группах — среди мужчин и женщин (75 и 76%), молодых людей 18 — 24 лет и представителей старшего поколения (86 и 76%), жителей столиц и сел (79 и 75% соответственно).

Эксперты ВЦИОМ констатируют, что впечатления от новогодних праздников зависят от их наполнения. Уровень удовлетворенности каникулами выше у тех, кто занимался зимними видами спорта (ходил на каток, катался на лыжах, санках — 90%), посещал с детьми культурно-досуговые мероприятия (представления, елки — 88%), был в гостях (86%), гулял на природе (85%) и др. Россияне, работавшие в праздники, а также домоседы («нигде не бывал»), напротив, чаще других давали негативную оценку новогодним выходным (по 29%).

Отсутствие новогоднего подарка также может испортить впечатление о каникулах: более трети россиян, оставшихся в этом году без подарка, не удовлетворены проведением новогодних праздников (38% против 22% среди всех опрошенных).

Посещение гостей и прогулки на природе — самые распространенные занятия россиян на новогодних каникулах (34 и 30% соответственно). В общем перечне праздничных активностей их называют почти с одинаковой частотой с 2019 г. В прежние замеры (2005 — 2018 гг.) предпочтение отдавалось походам в гости, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы в досуговые практики россиян, и сегодня прогулки на свежем воздухе не менее предпочтительны, чем «живые» встречи с родными и близкими в гостях. Третий по популярности ответ — работа (25%). Последние восемь лет (исключение — 2020 г.) новогодние праздники на рабочем месте проводил как минимум каждый пятый (против 10% в 2009 г.).

Еще 18% организовали в праздники культурно-развлекательную программу для себя и детей — сходили на новогодние представления/елку, в кино. Интерес к подобным развлечениям после пандемии полностью восстановился (6% в 2021 г.). Примерно столько же опрошенных предпочли активный отдых (коньки, лыжи, санки) и поездки за город (по 17%).

Культурный досуг (театр, концерт) выбрали 13%, каждый десятый ходил в ресторан, клуб, на дискотеку (10%). Как и в случае с новогодними представлениями, популярность подобных досуговых практик также вернулась на допандемийный уровень. С семьей/друзьями январские каникулы провели 6%, стольким же компанию составил телевизор (6%).

Каждый восьмой россиянин все новогодние праздники провел дома (12%), за год эта доля снизилась в два раза (2022 г. — 23%). Потребность провести новогодние каникулы дома растет с возрастом. Среди молодежи 18 — 34 лет процент домоседов составил 1—4%, среди 35 — 59-летних — 7—12%, а в самой старшей возрастной когорте показатель достиг 24%.

Хотя в декабрьском опросе рейтинг желанных подарков возглавило внимание близких (10%), заполучить его в качестве новогоднего презента удалось немногим (4%). Самыми популярными подарками на протяжении всего периода измерений (с 2010 г.) остаются конфеты, спиртные напитки, деликатесы (28%). На втором месте парфюмерия, косметика и бижутерия — их находил под елкой каждый пятый опрошенный (20%). Для авторов опроса ожидаемо, что получают такие подарки больше женщины (36% против 19% мужчин и 26% против 13% мужчин соответственно) — как правило, именно они накрывают праздничный стол и чаще пользуются бьюти-средствами и носят бижутерию. В топ-5 популярных новогодних презентов также вошли: одежда и обувь (16%), сувениры (15%) и деньги (14%, среди молодежи 18 — 24 лет — 37%).

Без подарков в этом году остались 15% россиян, или каждый седьмой, а мужчин — почти вдвое больше, чем женщин (19% против 11%), показало исследование ВЦИОМ.