Всероссийский центр изучения общественного мнения констатирует нетрадиционную динамику таких расходов.
Согласно привычному постпраздничному опросу ВЦИОМ, в этом году россиянам почти удалось уложиться в запланированный бюджет на празднование Нового года. Те, кто назвал конкретную сумму, в среднем собирались потратить 37 668 руб. Фактические расходы немного превысили планы и составили 38 493 руб. (при среднегодовой инфляции в 12%). В 2023 г. реальные новогодние траты превысили запланированные лишь на 2%. Авторы исследования отмечают, что подобная ситуация скорее исключение, чем правило: последние три года фактические расходы ощутимо превышали планируемые (2020 г. — 28%, 2021 г. — 23%, 2022 г. — 31%). Сэкономить на новогодних праздниках россиянам вовсе удавалось только один раз за всю историю измерений — в 2018 г.
Мужчины на празднование Нового года в среднем потратили на 21% больше, чем женщины (43 705 руб. против 34 423 руб. соответственно).
Максимум расходов пришелся на молодых россиян 25 — 34 лет — 51 717 руб. Из этой суммы почти половина — траты на новогодний досуг (елки для детей, посещение театров, ресторанов и др. — 24 675 руб.).
Эксперты ВЦИОМ констатируют, что в России изменилась структура новогодних трат. Если в предыдущие годы расходы были практически равномерно распределены между тремя категориями — праздничным столом, подарками и досугом, то сегодня лидирует последняя (9462, 13 744 и 15 287 руб. соответственно). Результаты недавнего опроса ВЦИОМ также показывают, что в российском обществе постепенно формируется запрос на разнообразие новогоднего досуга: с каждым годом (за исключением локдауна) «домоседов» в январские праздники становится все меньше. Одно из объяснений данной тенденции — изменение модели потребительского поведения, переориентация внимания с материальных вещей на эмоции, впечатления. Как результат — желание ярко и насыщенно провести длинные выходные. В этом же отчасти видится причина ощутимого повышения трат в сравнении с прошлым годом (прирост к 2022 г. составил 41%): в 2022 году процент тех, кто провел каникулы дома, был вдвое больше (12% против 23%), а значит, потребность тратить была меньше, заключают авторы исследования.
Отметим, что данные ВЦИОМ о приросте расходов в новогодние каникулы в начале материала (2%) и в конце (41%) сильно расходятся. Вероятно, во втором случае подразумеваются расходы и их рост только на новогодний досуг (за вычетом трат на застолье и подарки).