Аналитики констатируют, что больше всего тенденция коснулась ощущения долгосрочной стабильности.
Эксперты «Яков и Партнеры» и компании «Ромир» в рамках совместного отчета «Срез потребительских настроений в РФ № 1: новая реальность — 2022» пришли к выводам, что ощущение благосостояния российских потребителей ослабло по всем основным факторам, особенно в части долгосрочной стабильности, возможностей накоплений и самочувствия. При этом абсолютное большинство считают, что на возврат к обычной жизни может уйти от года и более.
Меньше всего изменения проявились в таких категориях, как отношения с близкими и друзьями (–9%), качество места жительства (–11%) и его безопасность (–20%). Как отмечается в исследовании, схожая ситуация наблюдается по всем регионам страны.
Чаще всех негативную оценку высказывали представители поколения Х и люди с низким уровнем дохода. При этом авторы исследования отмечают, что молодое поколение проявило самую большую устойчивость к изменениям. Так, по ряду категорий, таких как ощущение долгосрочной стабильности или эмоциональное и физическое состояние и отношения с близкими и друзьями, наблюдается двукратный (а иногда и больше) разрыв в восприятии между представителями поколения Z (18 — 19 лет) и Х (38 — 58 лет).
С точки зрения ожиданий в обозримой перспективе (ближайшие шесть месяцев) основные поводы для беспокойства потребителей связаны с уровнем дохода (59% респондентов), эмоциональным состоянием (39%) и физическим здоровьем (38%). При этом 78% опрошенных отметили, что на возврат к прежней жизни может потребоваться от года до нескольких лет.
«Несмотря на прогнозируемые трудности, в качестве основной стратегии их преодоления российские потребители обозначили не только сокращение расходов на крупные покупки, но и намерения помогать своим близким. При этом интересен тот факт, что абсолютное большинство не рассматривают переезд в другую страну или регион как ответную меру на преодоление трудностей», — отмечает Денис Довганич, младший партнер «Яков и Партнеры» и один из соавторов отчета.
Молодежь и покупатели с высоким доходом ожидают некоторого улучшения благосостояния семьи в ближайшие полгода. При этом опрошенные всех категорий дают более позитивный прогноз относительно благосостояния семьи по сравнению со своим местом работы или страной в целом, что говорит авторам опроса о росте семейных ценностей и соответствующей корректировке потребительских предпочтений.
С точки зрения оценки трат за последние полгода респонденты уже отметили снижение расходов на предметы роскоши, путешествия, рестораны и электронику. При этом опрошенные заявили об увеличении расходов на ЖКХ, лекарственные препараты и медицинские услуги, продукты, связь и интернет, а также бытовую химию.
При этом, как отмечается в исследовании, интересен не столько сам по себе рост ожидаемых расходов, но скорее динамика данных ожиданий.
«Характерно, что потребители менее склонны ожидать дельнейшего роста расходов по тем категориям, где они отметили прирост за последние полгода. Так, в категориях бытовой химии и медуслуги существует двукратный разрыв; по ЖКХ, связи и питанию дома — более 11%. Это может говорить о том, что россияне ожидают, что уже достигли потолка роста потребления в данных категориях и не планируют дальше наращивать по ним расходы», — считает младший партнер «Яков и Партнеры» и один из соавторов отчета Евгений Якушкин.
«Мы видим, что покупатель сегодня оказался в нестабильной экономической среде, что привело к активации стратегий экономии, о важности экономно подходить к покупкам говорят все поколения — 41%. Однако покупатель сегодня не готов жертвовать качеством продуктовых товаров: здоровье на первом месте. В целом россияне оказались на 28% более склонны отмечать важность здорового питания», — подчеркивает Инна Караева, исполнительный директор холдинга «Ромир» и один из соавторов отчета.
При этом респонденты определяют здоровый продукт исходя из информации о содержании в нем «натуральных» ингредиентов.
«Натуральное, по ГОСТу, без ГМО, без «ешек», фермерское, сбалансированное — ключевые стандарты, вызывающие доверие у потребителей в РФ. При этом интересно, что заявления о том, что продукт содержит мало сахара, жира, является низкокалорийным, безглютеновым или безлактозным в качестве определяющего фактора выбрали менее 10% опрошенных. Это говорит о высоком доверии населения к определенным стандартам и маркировке, которые позволяют упростить выбор покупаемой продукции», — отмечает Д. Довганич.
Всего за последний год опрошенные увеличили траты на молочную продукцию (39% респондентов), свежие фрукты и овощи (36%), бакалею (34%), птицу (34%), яйца (33%) и мясную продукцию (33%) и сократили расходы на деликатесы и готовую еду (7%).
«Интересно, что российские потребители, показав крайне высокую степень лояльности определенным сетям, при этом в большинстве своем изменили набор брендов в продуктовой корзине: 39% из них — из-за роста цен, 33% — из-за ухода с рынка привычных брендов, а 21% — для тестирования отечественного производства. Однако пока что менее половины перешедших остались довольны заменой. Эти два фактора вместе со стремлением потребителя рационализировать траты смогут способствовать росту и развитию собственных и эксклюзивных торговых марок для торговых сетей, несмотря на то, что 52% респондентов уже осознанно выбирают подобные товары», — полагает соавтор отчета, директор по работе с клиентами компании «Ромир» Анастасия Сидорина.
В целом одним из ключевых факторов выбора ритейлера стало удобство при совершении покупок: магазины у дома лидируют по частоте покупок (62% респондентов посещают их два—три раза в неделю и чаще).
С точки зрения каналов продаж 68% респондентов по-прежнему предпочитают совершать покупки в офлайн-канале, а четверть отметили, что их покупки разделились примерно поровну.
«Российским покупателям важен физический опыт при выборе товара. Об этом заявили более 56% опрошенных, при этом триггером для перехода в онлайн может стать более выгодное ценовое предложение, снижение стоимости доставки, а также уменьшение минимальной стоимости заказа», — отмечает Е. Якушкин.
Для половины опрошенных (51%) возросла роль промоакций. Потребители отмечают, что, помимо скидок и широкого ассортимента, важно масштабное информирование об акциях и увеличение сроков их проведения. Для 40% респондентов более значимую роль стали играть системы лояльности, при этом наиболее ценится прямая выгода в виде скидок, бонусов и кешбэка, заключают авторы исследования.