Соответствующее совместное исследование провели «Открытие Авто» и аналитическое агентство «АВТОСТАТ».
По результатам их исследования «АВТОСТАТ» сообщает, что в декабре минувшего года россияне приобрели 56,7 тыс. новых легковых машин, потратив на это 134,7 млрд руб. При этом в целом за прошлый год продажи в России новых автомобилей составили 626,3 тыс. на общую сумму почти 1,5 трлн руб.
Проанализировав расходы по сегментам рынка, авторы исследования отмечают, что в конце прошлого года на премиальные автомобили было потрачено примерно в шесть раз меньше средств, чем на массовые. В декабре жители России купили 2,1 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента, потратив на это 19,6 млрд руб. Таким образом, подсчитали эксперты, доля премиальных машин в структуре затрат составила 15%. А вот доля автомобилей массового сегмента оказалась почти в шесть раз больше — 85%. Объем их реализации за месяц составил 54,6 тыс. штук, а затраты на покупку — 115,1 млрд руб.
Больше всего денег россияне тратят на автомобили из КНР. В первый месяц зимы в нашей стране было куплено 19,9 тыс. новых легковых машин китайских марок. В общей сложности на них ушло 58,7 млрд руб. — больше, чем на какие-либо другие автомобили. Траты на бренды из Поднебесной составили 44% всей финансовой емкости российского рынка.
При этом исследователи констатируют, что в количественном выражении китайские автомобили уступают только отечественным машинам, которые в декабре разошлись тиражом в 21 тыс. единиц. Но потрачено на их покупку было 19,8 млрд руб., что составляет всего 15% всех расходов. По этому показателю российские бренды уступили даже европейским (21,1 млрд руб.; доля — 16%), но немного опередили корейские марки (19,5 млрд руб.; 14%). В то же время по объемам покупок европейские и корейские машины не дотягивают даже до 10 тыс. штук.
Оставшиеся 10% как в объемах рынка, так и в финансовой емкости приходятся на легковые автомобили японских и американских марок. Причем результаты последних в разы меньше.
Сегмент SUV в очередной раз подтверждает звание самого популярного в России. В начале зимы жители нашей страны стали обладателями 36,8 тыс. новых кроссоверов и внедорожников, потратив на них в целом 105,6 млрд руб. На долю кроссоверов и внедорожников в декабре пришлось 65% в штуках и 78% в деньгах.
Второе место на рынке РФ традиционно занимают автомобили В-класса. По итогам декабря было куплено 15,5 тыс. новых таких машин на сумму 15 млрд руб. Их доля составила 27% — в количестве покупок и 11% — в финансовых расходах.
В совокупности на долю этих двух сегментов (SUV и B) пришлось 92% всех купленных машин и 89% затраченных средств. Суммарные показатели всех остальных сегментов рынка составили 8 и 11% соответственно.
«В 2022 г. на авторынке РФ произошел своеобразный “тектонический сдвиг”. Если в начале прошлого года на долю китайских и отечественных марок в общей сложности приходилось чуть более 30%, то к концу года этот показатель уже превысил 70%. А вот европейские бренды, которые прежде были самыми популярными у россиян, теперь уступают и отечественным, и китайским, и корейским. Примерно то же самое можно сказать и про “японцев”. Причина — прекращение официальных поставок автомобилей на наш рынок из-за санкций. При этом параллельный импорт пока не может компенсировать выпавшие объемы», — объясняют в пресс-службе агентства «АВТОСТАТ».
«Сегмент SUV бьет рекорды на российском рынке. Так, в декабре 65% всех купленных новых легковых автомобилей составили кроссоверы и внедорожники. По итогам 2022 г. на их долю тоже пришлось свыше половины рынка — 55%. Поэтому вполне логично, что на покупку таких машин в нашей стране тратится больше всего денег. И здесь особый вклад вносят китайские марки. К примеру, Chery в минувшем году впервые стала лидером сегмента SUV в нашей стране, а Haval и Geely попали в пятерку лидеров», — отмечают в пресс-службе «Открытие Авто».