Однако они остаются на повышенном уровне, отмечают эксперты Банка России.
В очередном комментарии «Инфляционные ожидания и потребительские настроения» они отмечают, что инфляционные ожидания населения на год вперед в январе снизились и составили 11,6% (−0,5 п.п. к декабрю 2022 г.), оставаясь в диапазоне повышенных значений апреля — декабря прошлого года. Долгосрочные инфляционные ожидания также уменьшились. Наблюдаемая населением инфляция замедлилась до 14,9% (−1,4 п.п. к декабрю).
Индекс потребительских настроений (ИПН) в январе превысил локальные максимумы июля — сентября 2022 г. и достиг максимального значения с мая 2018 г. У участников опроса увеличились оценки и текущего состояния, и ожиданий, входящие в ИПН, однако отчасти январское повышение может объясняться влиянием сезонности, полагают аналитики регулятора.
В январе ценовые ожидания предприятий — участников мониторинга Банка России снизились после четырех месяцев роста, но оставались на повышенном уровне. Ценовые ожидания учитывают уже состоявшийся перенос в цены возросших издержек. Средний ожидаемый предприятиями темп прироста отпускных цен в ближайшие три месяца составил 6,3% в годовом выражении.
По данным декабрьского макроэкономического опроса Банка России, прогноз аналитиков по инфляции на конец 2023 г. составил 5,8% (−0,2 п.п. к октябрю, в ноябре опрос не проводился). Прогнозы инфляции на 2024 и 2025 гг. не изменились и оставались вблизи 4%.
По оценкам Банка России, на среднесрочном горизонте баланс рисков смещен в сторону проинфляционных. На краткосрочном горизонте проинфляционные риски выросли и также преобладают над дезинфляционными. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики инфляция снизится до