Причем это касается не только традиционного ее снижения к предновогоднему декабрю, но и в годовом сопоставлении, отмечают аналитики.
По оценкам Первого ОФД, входящего в группу ВТБ, за январь в обслуживаемых им торговых и сервисных точках россияне потратили 665 млрд руб. — на 16% меньше к традиционно высокому декабрьскому предновогоднему сезону, но и 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество чеков уменьшилось на 13% до 4,3 млн.
Наиболее существенно — на 20% и более — сократились расходы покупателей на электронику и аксессуары, детские товары и кухонную утварь, продукцию для спорта и творчества, а также мебель, спецодежду, канцтовары и табачные изделия. Траты на продукты и алкогольные напитки год к году уменьшились на 16%, на электротехнику, а также лекарства и товары для красоты — на 18%, на хозтовары — на 14%.
При этом почти вдвое больше денег покупатели направили на товары для праздников, на 19% увеличились траты на сувениры, на 16% — на товары для дома. Практически на уровне января 2022 г. сохранились траты на топливо и услуги.
«Январь традиционно показывает снижение потребительского спроса по сравнению с декабрем, когда россияне активно выбирают подарки родным и близким, а также совершают крупные покупки в рамках предпраздничных акций. Однако в этом году траты населения продемонстрировали снижение не только к декабрю, но и к январю 2022 г. Это связано в том числе с возвращением россиян к сберегательной модели поведения, которое началось еще в прошлом году. По нашим прогнозам, в феврале объем трат вырастет по сравнению с январскими значениями, но о восстановлении потребительской активности можно будет судить только по итогам всего первого квартала», — комментирует Александра Красовская, руководитель отдела продаж аналитических сервисов Первого ОФД.