Аналитики также назвали наиболее распространенные схемы, применяемые мошенниками, и поделились ожиданиями на этот счет в 2023 г.
По оценке ВТБ, в прошлом году мошенники совершили рекордные 7,8 млн финансовых атак на клиентов банка — почти в четыре раза больше, чем годом ранее. ВТБ спас от хищения более 22 млрд руб. на счетах своих клиентов.
Наиболее распространенными схемами мошенничества остаются социальная инженерия и фишинг. Одновременно увеличилось количество случаев социальной инженерии, когда клиенты под воздействием мошенников оформляют кредиты через дистанционные каналы и в банковских офисах. Также на фоне удаления банковских приложений из Google Play и App Store мошенники убеждали клиентов якобы обновить их до актуальной версии и направляли ссылку, которая вела на фишинговый ресурс, или предлагали помочь установить новое приложение через так называемые «сервисные приложения», которые являются средствами удаленного доступа.
За минувший год ВТБ выявил и заблокировал почти 27 тыс. различных фишинговых и мошеннических ресурсов, аккаунтов в социальных сетях и сайтов, «мимикрирующих» под бренд банка. За счет комплексной работы по противодействию мошенничеству ВТБ смог защитить средства 620 тыс. клиентов.
«Пик мошеннической активности в отношении розничных клиентов пришелся на июль прошлого года, когда был зафиксирован 1 млн атак на клиентов. Начиная с августа эксперты ВТБ фиксировали постепенное снижение этого показателя, и к концу 2022 г. число атак сократилось уже почти в два раза. Например, в декабре число атак составило 569 тыс. — на 15% меньше, чем в ноябре, и в 1,3 раза меньше, чем в декабре 2021 г.», — отмечает старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
В 2023 г. эксперты банка не ожидают кардинальных перемен в основных мошеннических схемах. Они полагают, что по сравнению с прошлым годом вырастет количество звонков злоумышленников через мессенджеры и социальные сети, также мошенники будут более активно использовать для хищений технологию оплаты через СБП по QR-коду. Кроме того, в экспертном сообществе обсуждаются опасения о возможном использовании технологий искусственного интеллекта для кражи средств. Однако банк фиксирует, что пока мошенники лично общаются с потенциальными жертвами, и в обозримом будущем, по прогнозам экспертов, ситуация едва ли изменится.