Перемены значительны. О них в ходе онлайн-эфира «АВТОСТАТ Оперативка. Оперативная информация по авторынку России. Итоги января 2023 г.» рассказал исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
Эксперт констатирует, что в январе нынешнего года на долю премиальных автомобилей пришлось всего 3% от общего объема, тогда как год назад этот показатель был равен 9%. Доля массового сегмента, напротив, выросла — с 91 до 97%. С. Удалов считает, что премиум-сегмент сейчас существует за счет параллельного импорта.
Юридические лица стали чаще покупать новые легковые автомобили. Их доля выросла с 19 до 21%. Соответственно, у физических лиц она снизилась с 81 до 79%. Исполнительный директор агентства обратил внимание на высокую долю покупок машин юрлицами по новым брендам. Например, по «Москвичу» и Evolute данный показатель превышает 70%. В основном пока это дилеры и дистрибьюторы, которые покупают машины для дальнейшей перепродажи и для тест-драйвов, поясняет эксперт.
По типам кузова 64% рынка сегодня приходится на универсалы (в январе 2022 г. было 59%). На втором месте — седаны, доля которых сократилась с 25 до 19%. Замыкает тройку лидеров хэтчбеки — их удельный вес увеличился с 12 до 14%.
На рынке новых легковых автомобилей в России продолжает падать доля «дизеля»: если в январе 2022 г. она составляла 7,7%, то теперь — 4,1%. Эксперт связывает это, прежде всего, с сокращением доли премиального сегмента, который работает в основном на данном виде топлива. При этом доля машин с бензиновыми двигателями выросла — с 90,5 до 93,9%. Также увеличилась она и у электрокаров — с 0,3 до 0,8%.
Кроме того, С. Удалов привел изменения в структуре рынка по месту производства автомобилей.
В январе нынешнего года на долю легковых автомобилей, произведенных в России, пришелся 61% от общего объема рынка. Из них 41% принадлежит отечественным брендам, а 20% — иномаркам российской сборки. Год назад этот показатель составлял 82% (20% и 62% соответственно). Таким образом, за это время доля отечественных марок на рынке РФ увеличилась вдвое, а иномарок локальной сборки — уменьшилась втрое.
Также эксперт обратил внимание на рост рыночной доли импортных автомобилей: если в январе 2022 г. она находилась на уровне 18%, то теперь достигла 39%. При этом данный показатель подразделяется на официальный импорт (31%) со стороны китайских производителей и так называемый «параллельный импорт» (8%).