Результаты соответствующего их опроса представил Всероссийский центр изучения общественного мнения.
Эксперты ВЦИОМ напоминают, что с 2014 г. в России реализуется государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», включающая меры по защите инвестиций, информационной и кадровой политики и др. Результаты опроса показывают, что в строительстве промышленных объектов могут быть заинтересованы не только хозяйствующие субъекты, но и жители.
В феврале 68% россиян сообщили о наличии крупных промышленных предприятий в своем населенном пункте / по соседству с ним. Об отсутствии таковых заявили 30%.
Крупные промышленные предприятия в первую очередь заметны жителям городов-миллионников (доля положительных ответов — 92%) и городов с населением 500 — 950 тыс. человек (85%).
Доля положительных ответов также высока среди жителей Уральского (76%), Северо-Западного (75%), Приволжского (74%), Сибирского (71%) и Центрального (68%) федеральных округов.
Об отсутствии крупных промышленных предприятий чаще других сообщали жители сел и Северо-Кавказского федерального округа (по 56% против 30% среди всех опрошенных).
К строительству нового промышленного предприятия в своем населенном пункте / по соседству с ним россияне отнеслись бы позитивно (56%), доля положительных оценок в 3,5 раза превышает долю отрицательных (16%). О нейтральном отношении к промышленному строительству в своем населенном пункте заявил каждый пятый (21%), среди молодежи 18 — 24 лет — каждый второй (50%).
Наиболее положительно настроенные социальные группы — мужчины (61% против 53% женщин) и граждане старше 25 лет (55 — 64%). Запрос на строительство промпредприятия также выше в поселениях до 100 тыс. человек (67%).
Негативное отношение чаще декларирует молодежь 18 — 24 и 25 — 34 лет, нежели старшее поколение (25 и 19% соответственно против 10%), а также жители обеих столиц и городов-миллионников (29 и 21% соответственно).
Создание новых рабочих мест для жителей — главное преимущество строительства нового объекта промышленности, так считают 80% россиян. Далее с ощутимым отрывом следуют развитие социальной инфраструктуры (44%), повышение уровня жизни (41%), снижение оттока молодежи (41%) и дополнительные налоговые поступления в бюджет региона (40%). При этом вариант ответа «снижение оттока молодежи» одинаково популярен среди всех возрастных групп за исключением самой молодой — 18 — 24-летних (15% против 40 — 45% среди 25+ лет). Каждый третий полагает, что строительство промпредприятия поспособствует благоустройству населенного пункта (32%). То есть, поясняют авторы опроса, появление в населенном пункте нового завода/фабрики рассматривается россиянами прежде всего как поддержка рынка труда, предоставление новых рабочих мест. Отсутствие позитивных последствий отметили лишь 6%, вдвое чаще такой ответ звучал от москвичей и петербуржцев (13%).
Рейтинг негативных последствий строительства нового промышленного объекта возглавило нанесение вреда экологии (51%). Каждый пятый считает, что это приведет к транспортной перегруженности в населенном пункте (22%). Еще 30% заявили об отсутствии негативных последствий. Таким образом, заключают эксперты ВЦИОМ, по мнению россиян, плюсы строительства нового промпредприятия в их населенном пункте перевешивают минусы.
Хотя половина опрошенных рассматривают строительство промышленного объекта в качестве источника загрязнения окружающей среды (51%), восприятие природоохранной деятельности предприятий за последние пару лет скорее улучшилось. По мнению каждого четвертого, корпорации приносят для экологии населенного пункта больше хорошего (26%); за два года сторонников этой позиции стало в три раза больше (2021 г. — 8%). Доля тех, кто придерживается обратной точки зрения («приносит больше плохого»), напротив, снизилась за этот период на 8 п.п. (13% против 21% в 2021 г.). Каждый десятый считает, что в работе корпораций нет ни хорошего, ни плохого для экологии региона (10%). Однако доминирующей позицией по-прежнему остается следующая: деятельность промышленных предприятий приносит экологии и хорошее, и плохое примерно в равной степени: в 2023 г. — 42%, в 2021 г. — 33%.
Также авторы исследования отмечают, что чем старше респондент, тем чаще он видит в деятельности корпораций больше хорошего для экологии: в группе 60+ лет такой ответ давал каждый третий (31%), среди 18 — 24-летних — вдвое меньше (16%). Для последних чаще характерно обратное мнение («приносит больше плохого»): 25% против 5% среди старшего поколения.
Больше хорошего также чаще видят мужчины (31% против 21% женщин) и россияне с хорошим и средним материальным положением (27% и 31% соответственно против 16% с плохим), показало исследование ВЦИОМ.