Это во многом определяется тем, где получили наибольшее распространение госпрограммы льготного автокредитования и кредиты на покупку подержанных автомобилей, отмечают эксперты.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 4 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, за последние четыре года количество действующих автокредитов в стране немного увеличилось — на 0,5% (в декабре 2022 г. — 1,83 млн единиц). При этом, несмотря на небольшой рост по сравнению с «предпандемийным» периодом, в прошлом году число автокредитов в портфелях банков сократилось на 7,4% (в декабре 2021 г. — 1,97 млн единиц).
Аналитики НБКИ отмечают, что региональная динамика данного показателя носит разнонаправленный характер. Основной рост числа действующих автокредитов в портфелях банков за четыре года пришелся, прежде всего, на южные и восточные регионы страны. Так, сильнее всего их количество выросло в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) — на 24,5%, Северо-Кавказском ФО (СКФО) — на 20,4%, Сибирском ФО (СФО) — на 14,5% и Южном ФО (ЮФО) — на 13,7%. Уральский ФО (УрФО) прибавил 2,9%.
В то же время в наиболее густонаселенных и кредитно-активных Центральном ФО (ЦФО), Приволжском ФО (ПФО) и Северо-Западном ФО (СЗФО) число действующих автокредитов за четыре года сократилось. В СЗФО их количество снизилось на 6,2%, в ПФО — на 5,2%, в ЦФО — на 3,7%.
Причем эксперты НБКИ констатируют, что если в прошлом году в ЦФО, ПФО и СЗФО было отмечено значительное сокращение количества автокредитов в портфелях банков — на уровне 8—10%, то в южных и восточных федеральных округах страны это снижение было существенно меньшим.
Среди 30 регионов — лидеров по объемам автокредитования самое большое количество действующих автокредитов в декабре 2022 г. в регионах было отмечено в Москве (121,1 тыс. единиц), Московской области (105,0 тыс.), Санкт-Петербурге (98,4 тыс.), а также в республиках Татарстан (91,9 тыс.) и Башкортостан (85,6 тыс. единиц).
При этом в названной тридцатке регионов наибольший рост числа действующих автокредитов за четыре года продемонстрировали Иркутская (+28,0%), Новосибирская (+22,9%) и Вологодская (+20,5%) области, а также Красноярский (+17,5%) и Краснодарский (+14,7%) края. В то же время в ряде регионов количество действующих автокредитов с 2019 г. сократилось, в том числе в Самарской области (–12,3%), Санкт-Петербурге (–12,0%), Москве (–11,5%), Пермском крае (–8,3%) и Республике Татарстан (–7,3%)
«Несмотря на пандемию коронавируса, дефицит новых автомобилей и внешнее санкционное давление, количество действующих автокредитов в портфелях банков находится на уровне конца 2019 г. и даже немного выше. В числе прочего на ситуацию оказывают влияние государственные программы льготного автокредитования, которые получили наибольшее распространение в регионах Дальнего Востока, Сибири и юга России. При этом самые выгодные условия определены для жителей Дальневосточного федерального округа (25% скидки на новый автомобиль). Под условия программ субсидирования автокредитов подпадают автомобили «экономкласса», произведенные в России, и пользующиеся наибольшей популярностью именно в регионах. Также важно отметить, что постепенно растет и доля кредитования на покупку автомобилей с пробегом», — отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Он констатирует, что в целом банки продолжают придерживаться консервативного подхода при кредитовании граждан и выдают автокредиты тем из них, значение Персонального кредитного рейтинга которых находится на высоком уровне.