Причем произошло это впервые за семь лет, отмечают эксперты Банка России.
В «Обзоре операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций» они, в частности, сообщают, что Банк России в 2022 г. инициировал блокировку более 756 тыс. мошеннических телефонных номеров — это в четыре с лишним раза больше, чем годом ранее, и является максимальным показателем с начала такой работы в 2019 г. Регулятор рекомендовал банкам временно приостанавливать дистанционный доступ к управлению счетом лицам, информация о которых содержится в базе ФинЦЕРТ Банка России. Данные меры способствовали сокращению количества операций без согласия клиентов. Банки также усилили работу по противодействию мошенникам на платежном рынке.
Несмотря на активное развитие новых дистанционных платежных сервисов и рост объема денежных переводов (на 39% до 1458,6 трлн руб.), размер ущерба от действий кибермошенников вырос незначительно — на 4,29% до 14,2 млрд руб. Как и в предыдущие годы, больше всего операций без согласия клиентов в количественном выражении пришлось на оплату товаров и услуг в Интернете. Однако авторы обзора отмечают, что в прошлом году активность злоумышленников по этому направлению снизилась и перетекла в дистанционные банковские сервисы — мобильный и интернет-банкинг. Заполучив доступ к сервисам, мошенники могут не только похитить у человека средства на счете, но и оформить на него кредит. Именно поэтому больше всего потерь было в дистанционном банковском обслуживании: их общий размер составил 9,3 млрд руб.
Банки вернули клиентам меньше похищенных средств, чем годом ранее, — 618,4 млн руб., или 4,4% от всего объема краж. Такой уровень возмещения эксперты регулятора объясняют сохранением высокой доли социальной инженерии, когда граждане самостоятельно переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные. Кроме того, в 2022 г. мошенники стали активно использовать для хищения денег социальные сети и мобильные приложения. С февраля прошлого года Банк России инициирует блокировку таких материалов. За неполный год прекращена работа почти 2 тыс. страниц в социальных сетях и нескольких десятков мобильных приложений, а общее количество направленных на блокировку ресурсов составило свыше 15 тыс.
В конце обзора его авторы информируют, что в ноябре 2022 г. Банк России провел опрос о степени удовлетворенности людей уровнем безопасности финансовых услуг и на его основе составил среднестатистический портрет гражданина, наиболее уязвимого для обмана злоумышленниками:
- возраст от 25 до 44 лет;
- проживает в городе;
- работающий мужчина со средним уровнем дохода и средним образованием;
- активно пользуется банковскими онлайн-сервисами.