О том, куда нужно двигаться бизнесу в 2023 году и какие риски при этом нужно учитывать, говорили спикеры конференции «Базовые стратегии». Мероприятие провела Школа Бизнеса «Синергия» совместно с ГК «Институт Тренинга — АРБ Про».
Руководитель стратегического консалтинга АРБ Про Демид Голиков в своем выступлении отметил, что отраслями с наибольшим ростом в 2022 году стали: возобновляемая энергетика, производство и разработка фармпрепаратов, программное обеспечение для интернета и приложений. «С этими отраслями можно будет расти и в 2023 году», — сказал Голиков.
Он также выделил две технологии, которые стали менять мир в 2023 году. Это технология Alpha Fold 2 от компании Deepmind и Chat GPT от компании Open AI. Первая представляет собой алгоритм для воссоздания структуры белка. «Вероятно через 2-4 года, благодаря ей, фармкомпании смогут получать новые персонализированные лекарства за месяц-год вместо “универсальных” за десятилетие», — спрогнозировал Голиков.
Вторая технология позволяет переводить естественный язык в команды для машины. «Скорее всего, через 1-2 года машина начнет общаться на человеческом языке. Можно будет сказать “прощай” аналитикам, операторам колл-центров, ручной работе с текстами и пр.», — сказал он.
Что касается кризисных и рисковых моментов для бизнеса, то среди основных эксперты выделили снижение стоимости жизни, геоэкономическую конфронтацию, рост киберпреступности.
Управляющий ГК «Институт Тренинга — АРБ Про» Сергей Макшанов, считает, что если в ближайшее время не произойдет разворота к фронтальному реформированию бизнес-климата (учета региональной специфики, устранения административных барьеров, сокращения надзорных структур, декриминализации ответственности), то мы будем сильнее ощущать влияние негативных факторов извне. «Единственное, к чему мы должны быть готовы — ко всему. В большинстве экономик в 2023 году стоит ожидать стагфляции — то есть рецессии, инфляции и безработицы», — сказал он.
Важно также учитывать при ведении бизнеса такие риск-факторы, как санкционное давление, которое может усилиться, затруднение визового режима с ЕС, снижение номенклатуры и объемов экспорта в ЕС и другие недружественные страны, культурную, образовательную, научную, спортивную, логистическую изоляцию. «Совершенно понятно, что допускать образовательную и научную изоляцию ни в коем случае нельзя», — подчеркнул он.
Участники конференции также затронули тему работы с персоналом. «То, как работают ваши люди и как вы работаете с людьми, влияет на экономику вашего бизнеса не меньше, чем внешние обстоятельства», — считает менеджер по стратегическому маркетингу высшего управленческого персонала в АРБ Про Дарья Фильченко. По ее словам, рынок труда скорее жив, чем мертв. «Прогнозы противоречивы, но пока дефицит персонала очевиден. Компании, которая хочет расти и зарабатывать, надо быть сверх-привлекательным работодателем и платить выше рынка», — сказала она.
В свою очередь, говоря о квалификации топ-менеджеров в России, исполнительный директор Школы бизнеса «Синергия» Александр Рагиня отметил, что у нас в стране только единицы умеют профессионально управлять бизнесом. «Мало знать о мировых экономических трендах, нужно еще и уметь грамотно использовать эту информацию в предпринимательстве. Для сравнения, в России только 9% топ-менеджеров имеют степень MBA в то время, как в США — 60%», — отметил эксперт.