Такой вывод следует из сопоставления данных Роспотребнадзора за 2022 и 2021 гг. То есть власти выполнили обещание «не трясти» бизнес проверками в известных сложных для него обстоятельствах. Но средний размер штрафа в торговле вырос на четверть.
Росстат информирует, что в 2022 г. в результе проверок в торгующих организациях органами Роспотребнадзора было выявлено 11,3 тыс. административных правонарушений по следующим статьям: нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов — 27,1%, нарушение правил продажи отдельных видов товаров — 7%, нарушение иных прав потребителей — 5,6%, производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации — 0,3%, нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия — 1,3%, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин — 1,7%. К административной ответственности привлечено 8,9 тыс. правонарушителей. Сумма взысканных штрафов составила 228,3 млн руб., или 81,4% от общей суммы наложенных штрафов.
А годом ранее статведомство сообщило, что в 2021 г. органами Роспотребнадзора было выявлено 34,2 тыс. административных правонарушений. К административной ответственности привлечено 26,4 тыс. правонарушителей. Сумма взысканных штрафов составила 398,2 млн руб., или 59,8% от общей суммы наложенных штрафов.
Несложные подсчеты показывают, что в минувшем году выявлено административных правонарушений на 67,0% (ровно в три раза) меньше, чем в 2021-м. Из этого надо полагать, что сопоставимо сократилось и количество таких проверок, как власти бизнесу, в том числе торговому, и обещали.
Привлечено к административной ответственности в 2022 г. на 66,3% (практически в три раза) меньше правонарушителей.
Сумма взысканных штрафов сократилась на 42,7% соответственно. При этом доля взысканий от общей суммы наложенных штрафов увеличилась на 21,6 п.п.
Исходя из взысканных сумм и их долей в наложенных штрафах всего последних в 2022 г. «выписано» на 280,5 млн руб., а в 2021 г. — 665,9 млн руб., то есть в ушедшем году сумма штрафов сократилась на 57,9%, или в 2,4 раза.
Сопоставление общих сумм штрафов с количеством оштрафованных нарушителей показывает, что средний размер штрафа в 2022 г. составил 31,5 тыс., а в 2021-м — 25,2 тыс. руб. Таким образом, средний штраф увеличился на 6,3 тыс. руб., или на 25,0%.
О качестве товаров в 2022 г. рассказывает таблица.
Таблица 14
Качество товаров, поступивших на потребительский рынок1)
в 2022 году
Качество товаров, поступивших на потребительский рынок* в 2022 г., % от количества проверенных товаров по каждой товарной группе
|
Изъято товаров из оборота |
|||
всего |
из них по причине |
|||
недостоверного |
фальсификации |
контрафактной |
||
Мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов |
6,6 |
6,1 |
0,0 |
0,0 |
Изделия колбасные |
1,5 |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
Консервы мясные |
1,6 |
1,6 |
- |
0,0 |
Рыба и продукты рыбные переработанные |
1,3 |
0,2 |
0,0 |
0,2 |
Консервы и пресервы рыбные |
17,0 |
0,2 |
0,0 |
0,4 |
Масло сливочное, пасты масляные, |
2,6 |
1,6 |
0,4 |
0,0 |
Масла растительные |
0,2 |
0,1 |
- |
- |
Молоко, кроме сырого |
1,0 |
0,3 |
0,4 |
0,1 |
Сыры |
1,9 |
0,7 |
0,2 |
0,0 |
Продукты молочные для детского питания |
0,1 |
0,0 |
- |
- |
Сахар |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
Кондитерские изделия |
1,9 |
1,2 |
0,0 |
- |
Крупа |
2,2 |
0,2 |
- |
0,0 |
Изделия макаронные |
1,0 |
0,9 |
- |
- |
Изделия хлебобулочные |
1,2 |
0,2 |
- |
0,0 |
Плодоовощные консервы |
0,7 |
0,4 |
- |
0,1 |
Водка |
1,7 |
0,0 |
1,5 |
0,1 |
Коньяк, коньячные напитки |
0,0 |
- |
- |
0,0 |
Вина виноградные |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
Пиво |
3,0 |
2,9 |
- |
- |
Изделия табачные |
70,8 |
0,9 |
0,2 |
2,9 |
Одежда, кроме одежды из меха |
24,3 |
5,8 |
- |
6,9 |
Изделия меховые |
41,0 |
0,3 |
- |
0,2 |
Обувь |
27,0 |
0,0 |
- |
0,1 |
Телевизоры |
- |
- |
- |
- |
Холодильники и морозильники бытовые |
- |
- |
- |
- |
Машины стиральные бытовые |
- |
- |
- |
- |
Машины посудомоечные бытовые |
- |
- |
- |
- |
Пылесосы бытовые |
- |
- |
- |
- |
Светильники и осветительные устройства |
1,4 |
- |
- |
- |
Компьютеры |
- |
- |
- |
- |
Аппараты телефонные |
- |
- |
- |
- |
Мебель |
0,4 |
- |
- |
- |
Часы всех видов |
2,7 |
- |
- |
- |
Изделия ювелирные |
- |
- |
- |
- |
Средства моющие и стиральные |
10,6 |
0,0 |
0,6 |
- |
Средства парфюмерные и косметические |
30,4 |
28,7 |
- |
0,0 |
* По данным Роспотребнадзора. |
Источник: Росстат