Хотя речь о данных за январь, аналитики объясняют это не только сезонностью, но и переходом россиян на сберегательную финансовую модель поведения.
Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) на базе данных от 4 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, информирует, что в январе 2023 г. количество выданных новых кредитных карт составило 0,85 млн единиц, сократившись по сравнению с предшествовавшим месяцем на 23,8% (в декабре 2022 г. — 1,12 млн единиц). В то же время по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число новых выданных кредитных карт снизилось менее значительно — на 15,8% (в январе 2022 г. — 1,01 млн единиц).
В регионах РФ наибольшее количество новых кредитных карт в январе 2023 г. было выдано в Москве (63,5 тыс. единиц), Московской области (47,0 тыс.), Краснодарском крае (33,5 тыс.), Санкт-Петербурге (31,3 тыс.) и Республике Башкортостан (30,1 тыс.).
Эксперты НБКИ констатируют, что в январе 2023 г. по сравнению с предшествовавшим месяцем выдача новых кредитных карт сократилась во всех регионах РФ. При этом наибольшее снижение среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных кредитов данного вида продемонстрировали Омская (–27,9%), Кемеровская (–26,2%), Новосибирская (–25,7%) и Нижегородская (–25,6%) области, а также Республика Башкортостан (–25,5%). В Москве и Санкт-Петербурге число выданных новых «кредиток» снизилось на 22,8 и 25,3% соответственно.
«В целом, снижение количества выданных кредитных карт после окончания “высокого сезона” в декабре можно связать с сезонным фактором. Вместе с тем, после августа прошлого года выдача новых кредитных карт снижалась почти непрерывно. Такая динамика объясняется, прежде всего, тем, что на фоне общей неопределенности заемщики, как правило, выбирают сберегательную модель финансового поведения и не стремятся наращивать свои обязательства. Кроме того, стоит отметить и общее охлаждение в необеспеченном кредитовании, обусловленное более консервативной кредитной политикой банков, отказывающих клиентам с недостаточным значением Персонального кредитного рейтинга», — поясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.