Эксперты Банка России констатируют, что в 2022 г. доля токсичных валют в валютной структуре расчетов внешнеэкономической деятельности существенно сократилась. Альтернативной валютой расчетов, помимо российских рублей, становятся юани, тогда как прочие валюты дружественных стран используются крайне редко.
На фоне масштабных санкционных ограничений со стороны недружественных стран с марта 2022 г. происходила широкая структурная трансформация российской экономики, в том числе в части расчетов внешнеэкономической деятельности.
По данным аналитиков регулятора, на начало 2022 г. расчеты по экспорту преимущественно производились в валюте недружественных стран (87% всех расчетов), в основном в долларах США и евро. Доля юаня при этом не превышала 0,5%, рубля — 12%. К концу года доля «токсичных» валют в расчетах за экспорт значительно сократилась, однако все еще составляет значительную их часть — 48%. Среди иных валют наиболее часто для расчетов за экспорт стали использовать рубли и юани — на них на начало года приходится 34 и 16% соответственно, на прочие валюты дружественных стран — 2%.
Эксперты Центробанка отмечают, что валютная структура платежей по импорту также значительно изменилась, однако менее существенно по сравнению с экспортом. Доля токсичных валют за 2022 г. сократилась с 65% в январе до 46% в декабре. Уменьшение доли токсичных валют в основном происходило за счет роста доли в расчетах юаней: за год она выросла с 4 до 23%. При этом доля рубля в расчетах за импорт незначительно сократилась — с 29 до 27%, доля валют иных дружественных стран на начало 2023 г. составила 4%.
Постепенный отказ от расчетов в евро в экспорте привел к тому, что чистый экспорт в этой валюте (разница между экспортом и импортом в евро) стал отрицательным. Сильное сокращение расчетов в евро за экспорт происходило преимущественно в 1-м полугодии 2022 г. Постоянный мониторинг баланса токсичных валют на рынке в разрезе экспортных и импортных операций российских компаний, осуществляемый Банком России, показывает его экспертам, что наблюдается равномерный рост доли дружественных валют и валютный рынок в целом сбалансирован.