Исследовательская компания «Ромир» (входит в «М-Холдинг») представила ежемесячный индекс покупательской активности россиян, демонстрирующий изменение потребления домохозяйствами товаров повседневного спроса.
Эксперты «Ромира» напоминают, что названный индекс рассчитывается как для номинальных расходов, так и для реальных (с поправкой на инфляцию по данным Росстата).
Согласно результатам исследования на базе Единой панели данных «Ромира», в феврале 2023 г. индекс повседневных номинальных (без поправки на инфляцию) расходов россиян составил 235%, что на 9 п.п. (на 4,0%) больше, чем в январе. В годовой динамике индекс увеличился на 21 п.п. (на 9,8%).
Индекс реальных расходов (с поправкой на инфляцию) в феврале составил 110%. Реальные расходы увеличились по сравнению с предшествующим месяцем на 4 п.п. (на 3,8%) и ниже на 1 п.п. (на 0,9%), чем в феврале прошлого года.
В данном случае аналитики «Ромира» не объясняют причин повышения в феврале повседневных расходов россиян, но, несомненно, подойдет пояснение, которое несколькими днями ранее дала директор бизнес-направления «М-Ромир» Ксения Пайзанская в отношении сокращения в феврале в домохозяйствах свободных денег.
По ее словам, в феврале доля свободных денег традиционно снижается (иначе говоря, традиционно повышаются расходы) на несколько процентов в связи с выходом на обычный режим потребления, а также с праздничными тратами к 23 февраля и 8 марта.
Действительно, после ударных предновогодних трат в январе россияне всегда делают паузу, чтобы восполнить декабрьские расходы, а в феврале жизнь возвращается в обычное русло. То есть такая динамика в тратах имеет сезонно-календарный характер.