Соответствующее исследование провели эксперты «СберАналитики» и Платформы ОФД. Они изучили расходы россиян накануне трех праздников — 14 Февраля, 23 Февраля и 8 Марта.
Эксперты Платформы ОФД, отмечают, что все больше мужчин в честь Дня защитника Отечества делают себе подарки сами. В основном покупают практичные вещи (число покупок строительного инвентаря и материалов для ремонта выросло на 11%) и дарят эмоции (количество купленных лотерейных билетов и ставок на спорт увеличилось на 57%).
В топ-5 подарков на 23 Февраля в этом году традиционно вошли одежда, обувь, электроника, спортивные товары и парфюмерия. Однако авторы исследования констатируют, что в каждой категории изменились лидеры. Если в 2022 г. из одежды и аксессуаров чаще всего покупали носки, то в этом году в лидеры вырвались ремни, кошельки и перчатки, а число покупок носков снизилось на 22%. Среди электроники в прошлом году в топе продаж были умные часы, а в этом году — беспроводные наушники.
Среди спортивных товаров сохраняется высокий спрос на домашний инвентарь. Так, число продаж гантелей, гирь и других аксессуаров для домашнего фитнеса по сравнению с 2022 г. увеличилось на 10%, а средний чек — на 15% (теперь это 3210 руб.). Однако интерес к занятиям в спортзале тоже растет. Число покупок абонементов в спортклубы увеличилось на 15%, а средний чек — на 9% (до 3170 руб.).
По данным «СберАналитики», накануне Дня защитника Отечества рост продаж наблюдался в книжных отделах (+8%), косметики (+4%) и цветов (+4%). Но лучше всего дела обстояли в заведениях общепита, где в этом году 23 Февраля объем транзакций вырос на 14%, их количество — на 6%, а средний чек — на 8% (501 руб.).
Накануне 8 Марта, как показала статистика Платформы ОФД, активно росли расходы россиян именно на те товары, которые показывали низкие продажи перед 14 Февраля. То есть, поясняют исследователи, сработал компенсаторный эффект, который перенес часть «праздничного» спроса с начала февраля на начало марта. Это подтверждает аналитикам традиционно высокое значение для россиян Международного женского дня и слабеющий интерес ко Дню святого Валентина.
В топ-5 покупок накануне 8 Марта вошли билеты в театры, музеи и выставки (их число по сравнению с прошлым годом выросло на 52%), духи (+31%), женское нижнее белье, шоколад и конфеты (по +11%), а также посуда (+10%).
А вот ювелирных изделий и бижутерии мужчины в этом году подарили меньше, чем в 2022 г., — число покупок украшений снизилось на 17%. Немного реже стали покупать букеты и цветы (–5%) и подарочные сертификаты (–7%).
Эксперты «СберАналитики» подтверждают, что накануне 8 Марта динамика рынка была более позитивной, чем перед 14 и 23 Февраля. Продажи цветочных магазинов выросли на 36%, рестораны и кафе показали рост на 30%, салоны красоты и магазины игрушек — на 18%, книжные магазины — на 13%. Хуже обстояли дела в этом году в магазинах одежды (объем транзакций сократился на 15%), косметики (–12%) и обуви (–9%).
Авторы исследования делают обобщение, что в стране наметилась общая для всех праздников тенденция: траты на подарки сокращаются, а на рестораны и кафе — увеличиваются.