Учитывая одновременное сокращение выдачи таких кредитов, аналитики делают вывод, что банки предпочитают выдавать их более надежным заемщикам, а те и сами не стремятся залезать в долги.
Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 4 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, в феврале средний размер выданных потребительских кредитов (кредитов на покупку потребительских товаров) составил 294,2 тыс. руб., увеличившись по сравнению с предшествовавшим месяцем на 16,0% (в январе 2023 г. — 253,7 тыс. руб.).
Отметим, что, согласно графическим данным НБКИ, февральское значение данного показателя наибольшее как минимум на годовом отрезке (с февраля 2022 г.), предшествовавший пик на этом временном отрезке был зафиксирован в сентябре прошлого года (286,3 тыс. руб.).
Что касается аналогичного периода 2022 г., то по сравнению с ним средний чек потребкредита в феврале вырос на 12,0% (262,6 тыс. руб. соответственно).
Среди 30 регионов — лидеров в данном виде кредитования в феврале 2023 г. самый большой средний размер выданных потребкредитов был отмечен в Москве (519,2 тыс. руб.), Московской области (396,3 тыс. руб.), Санкт-Петербурге (380,4 тыс. руб.), Ханты-Мансийском АО (374,0 тыс. руб.) и Ленинградской области (312,6 тыс. руб.).
Эксперты НБКИ отмечают, что по сравнению с предшествовавшим месяцем в феврале средний чек потребительского кредита вырос во всех регионах страны. При этом наибольшее относительное увеличение среди названных 30 регионов продемонстрировали Тульская (+30,3%), Омская (+24,9%), Саратовская (+23,8%), Свердловская (+22,5%) и Волгоградская (+20,8%) области. В Москве и Санкт-Петербурге данный показатель за месяц вырос на 10,1 и 19,4% соответственно.
«После снижения среднего чека потребительского кредита в первый месяц года в феврале был отмечен существенный рост данного показателя. Во многом это объясняется консервативной политикой банков, которые предпочитают выдавать потребкредиты с высоким средним чеком только “качественным” заемщикам. При этом определяющим критерием при принятии банками решения о выдаче потребительских кредитов и их параметрах по-прежнему является значение Персонального кредитного рейтинга заемщика. Стоит также отметить, что рост среднего чека в феврале был зафиксирован на фоне снижения выдачи потребкредитов в этом месяце. Иными словами, на фоне общей неопределенности многие заемщики стараются придерживаться сберегательной модели финансового поведения и не стремятся наращивать свою долговую нагрузку, набирая новые необеспеченные кредиты», — комментирует директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.