Такую сопутствующую тему осветили эксперты Банка России в итоговом за 2022 г. «Обзоре ключевых показателей микрофинансовых институтов».
За 2022 г. показатели рентабельности капитала МФО выросли, однако большой разрыв между ROE (рентабельность капитала) в целом по отрасли и его медианным значением свидетельствует экспертам Банка России о высокой неоднородности данного показателя среди отдельных компаний. В связи с этим авторы обзора посчитали целесообразным проанализировать показатели рентабельности в разрезе бизнес-моделей МФО.
Для анализа была выбрана фиксированная во времени выборка МФО, которые осуществляли деятельность на рынке не менее двух лет. В рамках этой выборки были определены следующие бизнесмодели в зависимости от преобладающей доли займов в выдачах в 2022 г.:
1) PDL — доля краткосрочных займов от 80%;
2) IL — доля среднесрочных и долгосрочных займов от 80%;
3) POS (целевые микрозаймы без обеспечения, предоставленные путем перечисления денежных средств торгово-сервисному предприятию в счет оплаты его товаров/услуг) — доля POS-займов от 80%;
4) GOV — МФО предпринимательского финансирования с государственным участием;
5) SME — прочие МФО с долей займов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям от 80%;
6) MIX — все остальные МФО.
Аналитики регулятора прежде всего отмечают, что медианное значение ROE по фиксированной выборке незначительно превысило медианный показатель по всем компаниям и за последний год практически не изменилось, составив 3,2%. При этом значение и динамика показателя существенно варьировались в зависимости от бизнес-модели участников. Если в 2021 г. наиболее рентабельными сегментами были IL и POS, то в новых условиях более прибыльными оказались SME и MIX.
Высокую рентабельность компаний MIX (10%) эксперты Банка России объясняют тем, что в эту группу попали многие МФО, которые наряду с краткосрочными займами предлагали среднесрочные продукты с высоким уровнем ПСК (полная стоимость кредита). В то же время резкое падение рентабельности компаний POS и IL вызвано ухудшением общей экономической ситуации, ростом неопределенности и снижением горизонта планирования. Низкая рентабельность компаний PDL авторы обзора связывают с высоким уровнем просроченной задолженности в данном сегменте и преобладанием небольших региональных МФО, которые работают офлайн и зачастую на грани прибыльности.
Рентабельность МФО предпринимательского финансирования с государственным участием (GOV) также оставалась низкой, однако организации данного типа, как правило, функционируют в виде региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, и получение прибыли не является их основной целью. Масштаб деятельности коммерческих МФО предпринимательского финансирования (SME) оставался небольшим, поэтому рост их рентабельности не показателен, считают аналитики регулятора.
Более подробное рассмотрение ими компаний PDL, IL и MIX в зависимости от размера портфеля микрозаймов на 31.12.2022 подтверждает тезис о том, что высокая рентабельность в отрасли МФО обеспечивается преимущественно крупными МФО с размером портфеля от 100 млн руб. За последний год рентабельность таких МФО выросла в отличие от более многочисленной группы компаний с размером портфеля до 100 млн руб. При этом медианная рентабельность 50 крупнейших участников превысила 50%, что свидетельствует авторам обзора о наличии положительного эффекта масштаба в отрасли. Крупные участники могут позволить себе вложения в технологическую инфраструктуру для выдачи онлайн-займов и экспансии в различных регионах. Это создает предпосылки для дальнейшей консолидации, заключают эксперты Банка России.
Для оценки влияния онлайн-каналов продаж на рентабельность бизнес-модели PDL, IL и MIX также были сгруппированы в зависимости от доли онлайн-займов в выдачах. Рентабельность высокотехнологичных компаний, у которых доля онлайн-займов превышает 50% в выдачах, выросла вне зависимости от бизнес-модели. При этом наиболее высокие показатели рентабельности наблюдаются у компаний, выдающих в основном среднесрочные и долгосрочные займы (IL) либо среднесрочные и краткосрочные займы с сопоставимыми уровнями ПСК (MIX). Показатели рентабельности МФО, выдающих займы офлайн, оказались гораздо ниже показателей высокотехничных компаний.
Также авторы обзора констатируют, что одним из факторов высокой рентабельности для высокотехничных компаний стала значительная доля доходов от непрофильных направлений деятельности. Так, у компаний с высокой долей онлайн-займов и долей дополнительных доходов свыше 10% рентабельность оказалась выше, чем у остальных компаний с высокой долей онлайн-займов. При этом у участников, работающих преимущественно офлайн, доля дополнительных доходов не являлась фактором высокой рентабельности.