Эксперты отмечают рост данного показателя по большинству видов грузов, а также дают очередной прогноз по нему на 2023 г.
По данным аналитиков ПСБ, в марте 2023 г. среднесуточный объем погрузки на сети РЖД вырос в годовом измерении на 2,2% (+1,4% месяц к месяцу) до 3,52 млн т в сутки. Увеличение погрузки произошло по большинству видов грузов, особенно по каменному углю, нефтеналивным грузам, строительным грузам и зерну.
Погрузка каменного угля увеличилась к соответствующему периоду прошлого года на 4,2% до 32,3 млн т. Сохранение довольно высокой грузовой базы авторы анализа связывают с приростом внутреннего потребления в России на фоне более холодных погодных условий на всей территории страны, а также наращиванием поставок твердого топлива в Китай и Индию.
Наращивание погрузки нефтеналивных грузов (+7,7% год к году) эксперты ПСБ объясняют тем, что ОАО «РЖД» в течение 2017 — 2022 гг. реализовало комплекс мероприятий по привлечению нефтеналивных грузов на железную дорогу, включающий тарифные меры (скидки в рамках тарифного коридора) и выполнение совместных проектов по повышению эффективности управления парком с крупнейшими грузовладельцами.
Аналитики банка ожидают, что ключевыми факторами роста железнодорожных перевозок нефтяных грузов станут предоставление ОАО «РЖД» скидок для грузоотправителей в рамках тарифного коридора в сочетании с исчерпанием возможностей экспорта дизельного топлива через систему МНПП «Транснефтепродукт», а также увеличение выпуска тех видов светлых нефтепродуктов, которые не транспортируются по трубе в результате повышения глубины переработки.
Увеличение по строительным грузам (+14,9% соответственно) эксперты связывают с растущими объемами жилищного строительства и активизацией инфраструктурных проектов (реконструкция БАМа и Транссиба, строительства автотрассы Москва-Казань и т.д.).
В дальнейшем аналитики ПСБ ожидают также положительной динамики по строительным грузам в связи с реализацией комплекса мер поддержки жилищного строительства, активизацией крупнейших инфраструктурных проектов и восстановлением гражданской инфраструктуры на новых территориях нашей страны.
Погрузка зерна выросла в годовом выражении на 47,4% до 31,0 млн т на фоне высокого урожая 2022 г. Авторы анализа отмечают, что аграрии начали активно засеивать другие культуры, чтобы избежать потерь на экспортных пошлинах, введенных в конце 2021 г. Например, существенно выросла погрузка кукурузы и гороха, семян льна, овса, чечевицы и нута. В прошлом году сбор зерна в РФ, по данным Росстата, составил 153,8 млн т, что на 26,7% выше уровня 2021 г.
«В 2023 г. мы ожидаем снижение погрузки на сети РЖД на 0,8% год к году до 1225 млн т на фоне отказа от российского угля и уменьшения добычи, а также первичной перераработки нефтяного сырья на отечественных НПЗ. По нашим оценкам, в 2023 г. добыча и переработка нефти сократятся на 534 и 406 тыс. барр. в сутки до 10,2 и 5,0 млн барр. в сутки соостветственно», — прогнозируют аналитики ПСБ.