Вслед за аналитическим агентством «АВТОСТАТ» свои подсчеты мартовских продаж новых автомобилей представила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), и в этот раз хотя бы по относительной динамике рынка принципиальных расхождений в их данных нет.
По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, за I квартал 2023 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (официальных производителей и импортеров) сократились на 44,7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., или на 123 855 штук, составив 153 477 единиц.
Среди них:
- коммерческие автомобили — 14 922 штуки, или 9,7%;
- внедорожники — 87 109 штук, или 56,8%;
- пикапы — 1457 штук, или 0,9%;
- электромобили — 276 штук.
В марте 2023 г. продажи названных автомобилей в России сократились на 10,6% по сравнению с мартом 2022 г., или на 5712 штук, до 48 414 единиц.
Комитет автопроизводителей АЕБ напоминает, что его ежемесячные данные не включают статистику продаж BMW и Mercedes-Benz Rus в связи с решением штаб-квартир BMW Group и Mercedes-Benz AG изменить периодичность публикации данных об этом с ежемесячной на ежеквартальную. С мая 2022 г. ежемесячные данные АЕБ не включают сведения и о продажах Chery по решению штаб-квартиры Chery Automobile CO, Ltd (для корректного сравнения по годам данные об объемах продаж марок Chery и Exeed в марте 2022 г. не приводятся). Evolute тоже предоставляет данные на квартальной основе. А ежеквартальные данные содержат информацию о всех вышеперечисленных автопроизводителях.
Ознакомившись с данными АЕБ, эксперты агентства «АВТОСТАТ» напоминают со ссылкой на данные АО «ППК», что объем российского рынка новых легковых автомобилей по итогам марта составил 69 913 единиц, что на 11,4% меньше по сравнению с тем же месяцем прошлого года. С начала года в России было реализовано 117 282 легковых машины — на 35,1% меньше, чем в январе — марте 2022 г.
Как видим, в абсолютном выражении разница в данных о продажах АЕБ и агентства по-прежнему велика. И дело, видимо, не только в том, что «АВТОСТАТ» ведет учет новых легковых автомобилей и легких коммерческих машин отдельно друг от друга, а АЕБ — совместно. Обратим внимание, что Комитет автопроизводителей ассоциации впервые подчеркнул, что он учитывает автомобили только от официальных производителей и импортеров, что, вероятно, основательно разнит базы подсчета его и агентства.
Зато в этот раз относительные показатели продаж — в марте в годовом измерении — отличаются у них непринципиально: 0,8 п.п. — это не полтора десятка, как было еще месяцем ранее.
Напомним, что резкое улучшение годовой динамики рынка автомобилей вызван сильным эффектом базы, поскольку именно с марта 2022 г. их продажи обвалились на фоне начала СВО.
Со своей стороны аналитики Промсвязьбанка отмечают улучшение не только годовой динамики продаж новых легковых автомобилей в данных АЕБ, но и к предшествовавшему месяцу — +15,7% относительно февраля текущего года.
Увеличение продаж они объясняют повышением платежеспособности населения (в силу замедления инфляции и увеличения реальной заработной платы), наращиванием производства на российских заводах УАЗ и Lada, несмотря на уход с территории нашей страны крупнейших компаний, таких как Nissan и Toyota, и дефицитом необходимых комплектующих.
Эксперты ПСБ констатируют, что коло 65,1% всех реализованных машин пришлось на российские марки (Lada, Sollers и Газ), что эквивалентно 35,2 тыс. единиц. Доля китайских брендов в марте составила 26,3%, а их совокупный объем реализации достиг 11,0 тыс. экземпляров.
Продажи автомобилей отечественных брендов увеличились в 1,7 раза (к марту прошлого года), у китайских — в 4,0 раза. Производители из Европы, США, Японии и Южной Кореи демонстрируют падение на российском рынке — в диапазоне от 20 до 98%. В связи с этим доля российских марок в марте выросла на 20,5 п.п. (к марту 2022 г.), а у китайских — на 18,8 п.п.
Также аналитики банка отмечают, что в результате восстановления работы на тольяттинском и ижевском заводах компания «Автоваз» увеличила продажи Lada относительно марта 2022 г. на 89,9% до 23,3 тыс. единиц. Что касается компании Sollers Group, реализация автомобилей указанной компании снизилась на 0,6% до 3,1 тыс. штук, в основном за счет коммерческих автомобилей Ford — на 83,4% до 145 машин.
В марте продажи всех китайских автомобилей выросли. Так, реализация Haval на территории нашей страны увеличились в 4,3 раза до 6,78 тыс. Автомобили марки Geely выбрали 5,1 тыс. покупателей — в 3,4 раза больше, чем годом ранее, Changan приобрели в количестве 1,5 тыс. единиц (+4,9 раза).
«В дальнейшем ситуация на рынке новых легковых автомобилей будет улучшаться ввиду наращивания поставок автомобилей и комплектующих. В 2023 г., по нашим оценкам, продажи вырастут на 8,0—12% год к году за счет низкой базы 2022 г. и увеличения продаж китайских брендов», — прогнозируют аналитики ПСБ.