На это аналитикам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) указывают высокочастотные данные о российской экономической динамике.
В ежемесячном «Анализе экономических тенденций» эксперты ЦМАКП констатируют, что в феврале уровень выпуска в основных отраслях экономики стабилизировался после спада в январе, вызванного, в основном, ограничением в добыче полезных ископаемых как реакции на введение недружественными странами «потолков цен» и общей ситуации на сырьевых рынках. Авторы анализа отмечают, что сейчас однозначным драйвером роста являются инвестиции (в основном, в части строительства). В то же время, потребление населения стагнирует, объем экспорта пока снижается. Это делает восстановительный рост явно недостаточно устойчивым, считают они.
На рынке труда ситуация продолжает улучшаться, причем, вопреки общеэкономической ситуации (где налицо пока лишь стабилизация, но не рост) и завершению событий, объективно «разгрузивших» рынок труда прошлой осенью и зимой (частичная мобилизация, отъезд части подлежащих мобилизации). Самое примечательное и трудно интерпретируемое сейчас, по мнению ученых ЦМАКП, — это рост спроса на рабочие места, по масштабам соответствующий скорее периоду интенсивного роста. Как уже они отмечали, возможно, российская экономика (с точностью до вполне вероятных внешних шоков) готова к новой волне экономического роста.
В IV квартале 2022 г. инвестиции в основной капитал с устраненной сезонностью, наконец, довольно заметно выросли (III квартал — +0,3%, IV — +1,7% к предшествовавшему кварталу). Правда, отмечают авторы анализа, структура этого роста весьма неустойчива — объем строительных работ быстро растет, а вот приобретение машин и оборудования в лучшем случае стагнирует (из-за шока, связанного с прерыванием поставок по импорту). В строительстве объемы деятельности с поправкой на сезонность продолжают быстро расти (декабрь — +0,9%, январь — +0,6%, февраль — +2,0%), в значительной степени благодаря федеральной и региональной поддержке.
Экспорт товаров (в физическом выражении, сезонность устранена) продолжает интенсивно снижаться — уже на треть по отношению к «доковидному» уровню. К структурным факторам, связанным с «закрытием» для России рынков ныне враждебных стран (что не было в полной мере компенсировано вывозом продукции по новым направлениям) добавляется ответная реакция на введение «ценовых потолков» по нефти и действия в рамках ОПЕК+.
Импорт товаров (также в физическом выражении и с устраненной сезонностью) до последнего времени быстро рос; по оперативной информации, в феврале отмечена коррекция. Так, ввоз потребительских товаров из стран-партнеров явно нарастает. Косвенные данные указывают аналитикам ЦМАКП, что с импортом машин и оборудования сохраняются большие проблемы, что, в свою очередь, сдерживает динамику инвестиций.
Рубль продолжал ослабляться, к концу марта его курс составил 80,6 руб. за бивалютную корзину (доллар США, евро), увеличившись за месяц на 4,7%. Ослабление рубля в марте происходило несколько медленнее, чем в феврале.
Реальная заработной плата в январе довольно резко просела — по предположению авторов анализа, из-за скачка инфляции в начале года. Однако они считают, что говорить о переломе ситуации к худшему пока не стоит: на сегодняшний день речь, скорее, идет о возврате к ранее сформировавшемуся тренду медленного поступательного роста (октябрь — ноябрь — +0,5% в среднем за месяц, декабрь — +5,1%, январь — –4,3%, сезонность устранена).
Ученые ЦМАКП также констатируют, что потребление населения на фоне локальной коррекции доходов в целом стабилизировалось. При этом оба компонента товарооборота тоже стабильны (с устраненной сезонностью по продажам продовольствия в феврале отмечено небольшое снижение — –0,1%, продажи непродовольственных товаров «стоят»). В то же время, продолжается рост объема платных услуг (январь — +2,0%, февраль — +1,3%, сезонность устранена), который уже вышел за пределы восстановительного.
Уровень инфляции продолжает оставаться чрезвычайно низким после февральско-мартовского дезинфляционного шока (при этом аналитики ЦМАКП замечают, что в последние недели уровень инфляции несколько повысился). В настоящее время ее уровень в годовом выражении за апрель оценивается в ничтожные 2,4—2,5% (но авторы анализа полагают, что из-за скачка курса дальше он, видимо, повысится). Сочетание стагнации в экономике и очень низкого уровня потребительской и промышленной инфляции заставляет ученых ЦМАКП, как и ранее, предполагать наличие существенного дефицита спроса.