Банк России предложил банкам механизм взаимодействия для решения проблемы должников, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Этот механизм закреплен в Cтандарте защиты прав и интересов заемщиков — физических лиц при урегулировании задолженности. Документ разработан участниками рабочей группы Банка России по медиации. В нее входят представители банковского сообщества, финансового уполномоченного, Минфина России и других заинтересованных структур.
В своем сообщении регулятор поясняет: часто бывает, что заемщик имеет потребительский кредит в том банке, где он получает зарплату, а ипотеку — в другом банке, аккредитованном застройщиком. В случае финансовых сложностей человек обычно старается платить по ипотеке, а по потребительскому кредиту может допускать просрочку. При этом кредиторы или не знают друг о друге, или не полностью доверяют друг другу и не могут договориться о временном совместном снижении платежей, чтобы заемщик мог обслуживать оба кредита. Один из банков взыскивает долг через суд, и иногда это приводит к тому, что заемщик теряет жилье и становится банкротом.
По задумке Банка России, применение стандарта позволит решать эту проблему на условиях, приемлемых для всех сторон.
Заемщик, столкнувшийся с потерей работы, длительной болезнью и другими сложностями, сможет обратиться в один из банков с заявлением о комплексном урегулировании задолженности. В нем он укажет другие банки, которые выдали ему кредиты. Эти банки смогут или самостоятельно взаимодействовать друг с другом в рамках стандарта, или назначить один из банков оператором, который возьмет на себя задачу по реструктуризации всех кредитов заемщика.
Документ также содержит перечень сложных жизненных ситуаций, при которых рекомендуется проводить реструктуризацию, и список подтверждающих документов.
Соблюдение стандарта на первом этапе будет добровольным, чтобы наработать достаточную практику применения и при необходимости уточнить его текст. Кредиторы, которые решат к нему присоединиться, разместят все необходимые инструкции для заемщиков на своих сайтах, сообщает регулятор.
Кстати, на днях в рамках конференции НАПКА «Рынок взыскания — 2023: ландшафт и возможности» состоялась дискуссия «Комплексное урегулирование как новая философия работы с проблемными активами».
Директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» Сбербанка Денис Кузнецов рассказал о результатах первого года тестирования нового продукта — «Комплексного урегулирования задолженности частных клиентов». За это время проведены переговоры с многими банками, заключены Соглашения о сотрудничестве. Сегодня в портфеле проекта уже около 400 сделок.
«Мы поэтапно приглашали к сотрудничеству разные банки и апробировали проведение совместных сделок урегулирования. Результаты положительные. Все наши клиенты, которые в течение года воспользовались “Комплексным урегулированием”, продолжают обслуживать свои кредиты без просрочек. Причем у каждого кредитора. Это хороший показатель — значит, были найдены верные решения для каждого конкретного клиента», — сообщил Д. Кузнецов.
При этом он отметил, что пока отсутствует практика подобного взаимодействия с другими участниками рынка — МФО и коллекторскими агентствами, а спрос на такое урегулирование есть.