Это выявило совместное исследование Лаборатории «СберИндекс» и ресурса «Чек Индекс».
Они информируют, что в I квартале 2023 г. доля безналичного оборота в России обновила исторический максимум, достигнув 63,3%, прирост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 1,5 п.п.
В I квартале 2023 г. в 61 регионе более 60% покупок были оплачены по карте. Это на 12 регионов больше, чем в IV квартале 2022 г.
Авторы исследования отмечают, что после слабых результатов II квартала 2022 г. начиная с III квартала 2022 г. наблюдается впечатляющий рост доли онлайн-оплат — сравнимый со случившимся после начала пандемии. Катализатором роста стал уход ряда зарубежных брендов, что изменило привычный для потребителя ландшафт и заставило его активно искать новые торговые локации. В случае дальнейшего развития этой тенденции такой рост независимости потребительского выбора может создать новые вызовы для предложения и в конечном итоге стать одним из драйверов роста экономики, считают исследователи.
Самыми «безналичными» регионами страны в I квартале 2023 г. остались Ненецкий АО (76,5%), Республика Саха (73,8%) и Чукотский АО (73,4%).
При этом эксперты «Сбера» констатируют, что рост к прошлому году наблюдается во всех регионах. Наиболее активно безналичный торговый оборот развивался в Чукотском АО (+5,9 п.п.), Республике Карачаево-Черкесия (+5,6 п.п.) и Ямало-Ненецком АО (+5 п.п.).
В I квартале 2023 г. для всех субъектов Федерации также наблюдается рост доли по сравнению с предшествовавшим кварталом (в целом по РФ +2,5 п.п.). Лидером среди регионов стала Республика Карачаево-Черкесия (+4,6 п.п.).
Среди крупных городов первую позицию по росту год к году занял Лесосибирск (Красноярский край) — 6,9 п.п. Лучший прирост за квартал продемонстрировал Железногорск (Красноярский край) — 5,3 п.п.
В базовых категориях торговли доля безналичного оборота составила 70,2% против 63,8% в прошлом году. Авторы исследования отмечают, что безнал активно проникает и наращивает долю даже в тех сферах розницы, где ранее не был популярен, таких как продовольственные магазины и магазины у дома. Растет объем и доля безналичных трат на продукты питания, общепит. В ресторанах и кафе прирост превысил 3%.
На протяжении второй половины 2022 г. и в I квартале 2023 г. фиксировалось снижение среднего чека покупки в секторах электроники и бытовой техники, а также стройматериалов. Это аналитики «Сбера» связывают с ажиотажным спросом февраля — марта прошлого года. Кроме того, снижение размера трат в указанных категориях происходило за счет увеличения на полке товаров экономсегмента (решения от отечественных производителей и новых брендов, зашедших на российский рынок), констатируют авторы исследования.