Эксперты отмечают, что рост погрузки происходил в сегменте зерна и строительных грузов, однако другие сегменты преимущественно показали снижение. Погрузка основного товара, угля, осталась без заметных изменений.
Аналитики Промсвязьбанка информируют, что в апреле 2023 г. среднесуточный объем погрузки на сети РЖД вырос в годовом измерении на 3,1% до 3,5 млн т в сутки.
По их данным, резко увеличилась погрузка зерна — на 36,4% год к году до 10,3 млн т. Рост был обеспечен на фоне высокой грузовой базы зерновых, ввиду чего наблюдается дефицит составов и, соответственно, рост ставок на данную категорию. Заметно также увеличилась погрузка строительных материалов (на 12,2% соответственно до 42,3 млн т). Увеличение по строительным грузам аналитики ПСБ связывают с растущими объемами жилищного строительства и активизацией инфраструктурных проектов (реконструкция БАМа и Транссиба, строительство автотрассы Москва-Казань и т.д.). Авторы анализа считают, что в мае рост погрузок в данных сегментах сохранится.
Заметно снизились перевозки лесных грузов (снижение на 22,1% год к году до 9,4 млн т) на фоне высокой базы в начале прошлого года, а также промышленных грузов (на 21,2% соответственно до 8,5 млн т) ввиду сохраняющегося давления со стороны импорта.
Остаются под давлением погрузки химикатов (снижение в годовом выражении на 11,8% до 7,2 млн т) и черных металлов (на 6,1% до 22,6 млн т), что эксперты ПСБ объясняют ускоренными продажами в сегментах в апреле 2022 г.
В 2023 г. они ожидают увеличение погрузки на сети РЖД на 5—7%. Ключевыми факторами роста выступят увеличение погрузок в сегменте нефтеналивных грузов, а также угля. Аналитики ПСБ полагают, что налаживание каналов продаж позволит расширить объемы погрузок, а также расширить парк РЖД.