Но достичь былого уровня он не смог, что аналитики по-прежнему во многом объясняют сменой тренда в финансовом поведении населения в сторону сберегательной модели.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 3 тыс. микрофинансовых институтов (микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов), передающих ему сведения, в апреле текущего года средний размер микрозайма (или «займа до зарплаты» до 30 тыс. руб.) составил 8,98 тыс. руб. За прошедший месяц данный показатель незначительно вырос — на 2,1% (в марте 2023 г. — 8,80 тыс. руб.), впервые после трех месяцев падения. При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года средний чек «займа до зарплаты» снизился на 2,2% (в апреле 2022 г. — 9,18 тыс. руб.).
Среди 30 регионов — лидеров по объемам выдачи данного вида розничного кредитования наибольший средний размер «займа до зарплаты» в апреле 2023 г. зафиксирован экспертами НБКИ в Москве (10,90 тыс. руб.), Санкт-Петербурге (10,17 тыс. руб.), Московской области (9,90 тыс. руб.), Ханты-Мансийском АО (9,80 тыс. руб.), а также в Ростовской области (9,54 тыс. руб.).
По сравнению с предшествовавшим месяцем в апреле текущего года наибольший рост среднего чека микрозайма среди названных 30 регионов продемонстрировали Удмуртская Республика (+6,3%), Волгоградская (+4,4%), Ростовская (+4,3%) и Иркутская (+3,7%) области, а также Приморский край (+3,6%). В свою очередь в некоторых регионах РФ средний размер займа «до зарплаты» сократился, в том числе в Республике Саха (Якутия) (–4,2%) и Ставропольском крае (–2,2%). В Москве и Санкт-Петербурге данный показатель увеличился несущественно — на 1,5 и 1,7% соответственно.
«После роста в декабре в последующие три месяца средний чек микрозайма упал ниже уровня начала прошлого года. В апреле падение среднего размера “займа до зарплаты” прекратилось, однако достичь уровня 9 тыс. руб. он пока не смог. На наш взгляд, достаточно низкие значения данного показателя в последнее время во многом обусловлены сменой тренда в финансовом поведении граждан. После периода потребительской активности они все больше предпочитают сберегательную модель финансового поведения», — поясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.