Результаты соответствующего мониторингового опроса представил Всероссийский центр изучения общественного мнения.
Согласно результатам опроса ВЦИОМ, в окружении 60% россиян есть предприниматели. Каждый пятый ответил, что среди их близких таких людей много (21%), с ответом «есть, но мало» добавились еще 39%. На протяжении всего периода замеров показатель оставался стабильно высоким (60 — 64%), за исключением 2013 г. (54%). По мнению авторов опроса, одна из возможных причин спада предпринимательской активности в тот год — увеличение размеров страховых взносов для самозанятых. За последние десять лет ситуация улучшилась, и сегодня на отсутствие предпринимателей в окружении указывает на 5 п.п. меньше респондентов (2023 г. — 39%, 2013 г. — 44%).
Чаще о предпринимателях в своем окружении говорят мужчины (67% против 53% женщин), россияне с высшим и неоконченным высшим образованием (69% против 46—53% со средним специальным образованием и ниже), работники коммерческих организаций (66% против 59% «бюджетников»), жители обеих столиц и городов с населением 500 — 950 тыс. человек (67 и 65% соответственно). Представители старшего поколения 60+ и активные телезрители — категории населения, которые в большинстве своем не знакомы лично ни с одним бизнесменом (56 и 70% соответственно).
Экспертов ВЦИОМ заинтересовало, как за десять лет изменилось окружение предпринимателей. В 2013 г. знакомством с ними чаще могли похвастаться россияне 25 — 44 лет (66 — 68%) и высокообеспеченные граждане (65%), а теперь — молодежь 18 — 24 лет (75%, 2013 г. — 55%), в то время как материальное положение в данном вопросе больше не играет роли.
За последние 15 лет доля предпринимателей среди россиян выросла вдвое — с 4 до 8%. Несмотря на позитивную динамику, предпринимательская стезя не привлекает большинство наших сограждан: 42% ответили, что никогда не хотели иметь свой бизнес, 21% — хотели раньше, теперь уже нет. Доля тех, кто передумал вступать в ряды предпринимателей, достигла максимума за весь период измерений, превысив показатель десятилетней давности в два раза (2013 г. — 11%).
Доля тех, кто только задумывается о карьере предпринимателя, за 15 лет несколько сократилась. Если в 2008 г. желание открыть свое дело было у 32%, то в наши дни — у 27%. Каждый пятый хотел этого и прежде (22%), еще 5% эта идея пришла недавно.
Предпринимательский дух выше у тех, кто знает о ведении бизнеса не понаслышке: среди имеющих в окружении предпринимателей каждый третий хочет пойти по их стопам (33% против 16% в группе без таких знакомых).
Портрет российского предпринимателя сегодня выглядит так: мужчина (11% против 6% женщин), 35 — 59 лет (по 12%), имеющий высшее или неоконченное высшее образование (12%) и предпочитающий интернет телевидению (12%).
Наибольший интерес к предпринимательству проявляет молодежь 18 — 24 лет (73%). Процент желающих открыть свое дело также выше среди мужчин (33% против 22% среди женщин), активных интернет-пользователей (40%), работников коммерческих организаций (36%). Женщины, представители старшего поколения, работники бюджетной сферы и активные телезрители чаще других признавались в равнодушии к ведению бизнеса (70, 87, 72 и 91% соответственно).
В ответах россиян о восприятии предпринимателей преобладает позитив: положительное отношение к ним декларируют девять из десяти опрошенных (92%), а в группе молодежи 18 — 24 лет — 99%. Последние шесть лет показатель держится на рекордно высоком уровне (2017 г. — 93%), а с начала измерений его прирост составил 13 п.п. (2009 г. — 79%). Доля тех, кто негативно относится к бизнесменам, напротив, снизилась за это время с 13 до 4%.
Одинаково хорошо к людям, занятым малым и средним бизнесом, относятся мужчины и женщины (по 92%), граждане с высшим образованием и без него (93% и 90 — 92% со средним специальным и ниже). На восприятие предпринимателей влияют скорее медиапредпочтения, нежели пол и наличие диплома. Активные интернет-пользователи дают положительный ответ в 98% случаев, любители телевидения — в 84%.
Личный опыт — залог хорошего отношения к бизнесменам. Среди россиян, имеющих в окружении предпринимателей, им симпатизируют 96%, среди незнакомых лично с такими людьми — 86%.
Для открытия своего дела одинаково важны ресурсы, мотивация и отсутствие внешних барьеров. По оценкам россиян, работа над последним ведется весьма успешно: сегодня каждый второй опрошенный положительно оценивает условия для развития малого бизнеса в своем населенном пункте (50%), что вдвое больше по сравнению с 2013 г. (25%). Доля тех, кто считает условия для частного предпринимательства неблагоприятными, сократилась за последнее десятилетие с 55 до 31%.
Максимум оптимистов приходится на наиболее заинтересованную в открытии бизнеса группу — молодежь 18 — 24 лет (73%). В том, что условия для частного предпринимательства хорошие, также чаще убеждены в Москве и Санкт-Петербурге (63%), городах с населением 500 — 950 тыс. человек (62%) и Уральском федеральном округе (60%).
Плохими условия чаще называли мужчины (35% против 28% женщин), россияне 25 — 44 лет (по 37%), а также жители сел, небольших городов с населением до 100 тыс. человек (по 39%). Наименее благоприятными регионами для развития бизнеса, по оценкам их жителей, стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа (42 и 49% соответственно), показал опрос ВЦИОМ.