Ее выделение привело ученых-экономистов к выводу о медленном росте промышленного выпуска в I квартале текущего года.
Эксперты Института Гайдара — заведующий его лабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры Андрей Каукин и с.н.с. лаборатории системного анализа отраслевых рынков ИПЭИ РАНХиГС Евгения Миллер — осуществили очистку рядов индексов всех отраслей промышленного производства за 2003 — 2023 гг. от сезонной и календарной компоненты и выделили трендовую составляющую на основе актуальной статистики, публикуемой Росстатом по индексам производства в промышленных секторах экономики.
В I квартале 2023 г. трендовая составляющая индекса промышленного производства показала медленный рост, основной положительный вклад внесли отрасли добывающего и обрабатывающего секторов. Отрасль производства и распределения электроэнергии, газа и воды медленно сжималась.
Добыча нефти в январе — феврале 2023 г. падала (–2,6% в годовом сопоставлении). Тенденция, ожидают эксперты Института Гайдара, продолжится из-за решения России добровольно сократить добычу на 500 тыс. барр./ сут. (без учета газового конденсата) с марта до конца 2023 г.
«Учитывая, что снижение согласовано от среднего уровня добычи февраля 2023 г., объем суточной добычи может сократиться до 9,7 млн барр., однако это уменьшение невозможно будет проследить из-за исключения статистики по добыче нефти и газа из ежемесячного отчета по динамике промышленного производства до 1 апреля 2024 г.», — отмечают авторы мониторинга.
Они констатируют, что отрицательная динамика добычи газа в России в I квартале 2023 г. сохранилась, причины остались прежними — сокращение экспорта из-за санкций и сдержанный внутренний спрос. Разворот экспортных поставок угля из России в страны АТР — долгосрочный проект. Из-за «узких» мест в транспортной инфраструктуре сохраняется снижение объемов добычи угля в начале 2023 г.
Трендовая составляющая обрабатывающего сектора по итогам I квартала 2023 г. показала рост. Положительная динамика была отмечена в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования; производстве компьютеров, электронных и оптических изделий; производстве электрического оборудования; производстве прочих транспортных средств. Сложившуюся тенденцию эксперты Института Гайдара обусловливают замещением товаров иностранного производства продукцией российских производителей из-за наложенных санкций на технологии, прекращением прямого импорта некоторых товаров, ростом спроса на продукцию отраслей, которая является промежуточной для удовлетворения гособоронзаказа и строительных проектов, в том числе по развитию железнодорожной и морской инфраструктуры.
«Причины роста других отраслей в I квартале 2023 г. сохранились: в торговле — за счет замены американских и европейских сетей на непродовольственном сегменте продукцией российских, турецких и китайских брендов; в строительстве — за счет ремонта и строительства инфраструктуры на присоединенных территориях и реализации проектов расширения транспортной инфраструктуры. Рост грузооборота обусловлен увеличением производственных мощностей морских портов России и импортозамещением, переориентацией грузовых потоков в Турцию, арабские страны и Африку с европейского направления», — констатируют эксперты Института Гайдара.
Они обобщают, что:
- несмотря на последствия введенных антироссийских санкций (повышение логистических издержек, поиск новых поставщиков и покупателей, рост страховой премии, перебои в поставках, проработка цепочек параллельного импорта, увеличение сроков доставки, отсутствие альтернатив при замене импортных комплектующих и др.), динамика промышленного производства в I квартале 2023 г. показывает медленный рост;
- прекращение публикации данных по добыче нефти в ежемесячных публикациях Росстата осложнит прогноз и анализ экономической ситуации, что, в свою очередь, может сказаться на уровне неопределенности, с которым сталкиваются экономические агенты;
- драйверами положительных тенденций в экономике в I квартале 2023 г. являются строительный сектор и отрасли обрабатывающей промышленности, продукция которых ориентирована на удовлетворение внутреннего спроса (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство мебели) или является промежуточной для нужд гособоронзаказа и строительных проектов, в том числе по развитию железнодорожной и морской инфраструктуры.