Центр изучения потребительского поведения Роскачества и исследовательский холдинг «Ромир» провели совместное исследование развития рынка продуктов СТМ (собственных, или сетевых, торговых марок), а также изучили отношение потребителей к таким товарам.
Согласно данным исследования, в целях преодоления экономических трудностей потребители сейчас чаще всего выбирают стратегию отказа от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования. Также они сокращают расходы на отдых и развлечения, чтобы перераспределить бюджет на самое необходимое, включая еду.
В сегменте товаров повседневного спроса в России с 2019 г. наблюдается устойчивый рост доли расходов на продукцию СТМ: за четыре года она увеличилась с 5,2 до 8,1%. При этом СТМ влияют на рост чека: с 2021 по 2022 год в продуктовой рознице сумма среднего чека, в котором есть СТМ-товары, увеличилась на 28,4% в сопоставимых ценах, тогда как сумма среднего чека без СТМ-товаров практически не изменилась. Длина чека (количество SKU) с присутствием СТМ возросла на 131,1%.
Приобретать продукты СТМ, согласно исследованию «Ромира», готовы 68% россиян. Больше всего граждан (51%) готовы покупать СТМ категорий «хлебобулочные изделия» и «бакалея». 47% граждан готовы приобретать хозяйственные товары и яйца СТМ, 44% — молочные продукты, 43% — фрукты, овощи, грибы, воду, соки, напитки, кондитерские изделия, товары личной гигиены. Меньше всего потребителей (33%) готовы приобретать продукты СТМ в категориях товаров для здорового образа жизни и снеков.
По данным другого исследования «Ромира», проведенного совместно с консалтинговой компанией «Яков и партнеры», товары СТМ с различной частотой покупают 52%. Не приобретают, но знают про СТМ 12% покупателей. Говоря о причинах переключения на СТМ, 81% потребителей в той или иной степени рассматривают такие товары как наиболее доступные в своей категории, а 71% граждан считают, что СТМ предлагают лучшее соотношение цены и качества.
Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами исследовательского холдинга Ромир: «Растущая популярность СТМ — один из главных трендов последних лет в ритейле. Спрос на них обусловлен несколькими факторами. Во-первых, ценовой доступностью, что на фоне снижения реальных доходов населения для многих покупателей становится решающим фактором. Также значимую роль играет растущая лояльность покупателей к ритейлерам — владельцам марок и доверие к самим маркам, многие из которых присутствуют на полке уже не первый год, активно расширяются на новые категории и поддерживаются ритейлерами. Если десять лет назад потребители настороженно относились к СТМ и зачастую воспринимали их как дешевую и, соответственно, менее качественную альтернативу товарам известных марок, то сейчас уже во многих категориях СТМ успешно конкурируют с именитыми брендами».
Одним из факторов, способствующих росту продаж товаров СТМ, является повышение уровня их качества. За 2022 — 2023 гг. Роскачество исследовало 132 товара СТМ. Рейтинг выше четырех баллов из пяти получили 77% изученных товаров СТМ. Рейтинг пять баллов получили 23% проверенных товаров СТМ — это ананасы консервированные, квас, кефир, молоко пастеризованное, молоко ультрапастеризованное, пресервы из сельди, растительные напитки, сметана, сыры «Гауда», «Эдам», «Голландский», «Российский». Больше всего СТМ с высоким рейтингом оказалось среди молочных продуктов: молока пастеризованного и ультрапастеризованного, а также сыров.
Василий Смирнов, директор департамента аналитики Роскачества: «Рост популярности собственных торговых марок сетей — тенденция, которая продолжает укрепляться. Безусловно, стремление оптимизировать расходы проявляется в том числе за счет поиска более доступных по цене альтернатив привычным продуктам. В то же время, важно подчеркнуть, что потребитель не готов жертвовать качеством. СТМ сегодня — это сегмент, который дает потребителю оптимальное соотношение параметров цены и качества. Это подтверждается веерными исследованиями Роскачества: по результатам испытаний, проведенных в 2022 и 2023 гг. каждый четвертый товар СТМ удостоен высших баллов».