Такой вывод делают аналитики Промсвязьбанка, проанализировав данные Росстата о промпроизводстве в апреле. Правда, их улучшенный прогноз по росту экономики все равно значительно осторожнее официального.
Эксперты ПСБ констатируют, что по итогам апреля 2023 г. промышленное производство заметно ускорило рост (+5,2% в годовом выражении после +1,2% в марте).
Авторы анализа отмечают, что апрельский рост существенно превысил уровни падения производства за аналогичный месяц прошлого года (–2,7% год к году). Из этого они делают вывод, что восстановительный рост промышленности усилен расширенным ростом (относительно докризисных уровней) по ряду крупных отраслей (пищевая промышленность, нефть и нефтепереработка, металлургия, отрасли ОПК и т.д.). Фактическая динамика промышленности развивается существенно лучше базового прогноза ПСБ, заключают его аналитики.
Они отмечают, что с исключением календарного и сезонного факторов рост промышленности в апреле обновил максимумы с сентября 2021 г. (+1,7% к предшествовавшему месяцу после +1,3% в марте).
По итогам января — апреля годовая динамика промышленности перешла к росту (+0,6%).
Аналитики банка конкретизируют, что в апреле сильный годовой рост показала добыча полезных ископаемых (+3,1% после –3,6% в марте). Рост добычи был зафиксирован впервые после семи месяцев спада. За январь — апрель падение производства в секторе составило –1,8% год к году. Авторы анализа напоминают, что Росстат сейчас не предоставляет данные по добыче нефти и газа, а согласно имеющимся данным, факторами прироста в годовом выражении в секторе были:
- добыча угля (8,4% в апреле и –0,2% за январь — апрель);
- услуги по добыче полезных ископаемых (3,6% и –3,9% соответственно);
- добыча металлических руд (0,5% и –2,7%).
Эти факторы, по оценкам экспертов ПСБ, могли бы обеспечить рост добычи на 1,1—1,3 п.п., а с учетом просадки в добыче прочих полезных ископаемых (–13,4% год к году за апрель) и того меньше. Поэтому они делают вывод, что общий рост по добыче полезных ископаемых до +3,1% мог обеспечить только нефтегазовый сектор, данные по которому отсутствуют.
Драйвером роста промышленного производства остается обработка (около 2/3 промышленности). В апреле она выросла в годовом измерении на 8% (поле +6,3% в марте). За январь — апрель годовой прирост обрабатывающей промышленности составил 2,9%.
Аналитики банка отмечают, что улучшили динамику выпуска продукции в апреле большинство отраслей обработки. Но по их мнению, более важно, что около 2/3 отраслей обработки по итогам апреля 2023 г. показали рост реального производства относительно апреля 2021 г. Это значит, что в этих отраслях спад производства, реализовавшийся в апреле 2022 г., был преодолен (а в некоторых его и вовсе не было) и обеспечен расширенный рост производства продукции. Пока это только динамика за месяц, но, если тренд будет устойчивым, то промышленность преодолеет кризис значительно раньше прогнозов, считают авторы анализа.
Они констатируют, что наиболее высокий расширенный рост промышленности демонстрируют производства, связанные с ОПК, внутренним инвестиционным и конечным спросом:
- электроника (+49% к апрелю 2021 г.);
- металлоконструкции (+38%);
- мебель (+22%);
- электрическое оборудование (+19%);
- металлургия (+8%);
- стройматериалы (+5%);
- кокс и нефтепродукты (+4%);
- прочий транспорт (+4%);
- пищевая промышленность (+3%).
Ряд отраслей пока только восстанавливает объемы производства, но и среди них в апреле аналитики ПСБ отмечают заметное улучшение динамики. Так, производство автотранспорта в апреле выросло год к году на 27,3% (однако относительно апреля 2021 г. спад оставался существенным — около 51%). Значительные потери также сохраняются в деревообработке и производстве машин и оборудования.
Энергетика в апреле продолжила показывать умеренную негативную годовую динамику (–1,4% и –0,5% за январь — апрель), за счет снижения производства электроэнергии атомными и гидроэлектростанциями, а также сокращения производства пара и горячей воды (по предположению авторов анализа, — из-за теплой погоды). Спад в наименее весомом сегменте промышленности — водообеспечении и экологии — стал более умеренным (–1,2% и –7,9% год к году за январь — апрель) и в краткосрочной перспективе, полагают эксперты ПСБ, может смениться ростом за счет эффекта низкой статистической базы.
«Фактическая динамика промышленности снова заметно отклонилась вверх от нашего прогнозного тренда. Эффект низкой статистической базы оказался более значимым, а восстановительный рост во многих отраслях промышленности более динамичным. В то же время, очевиден и заметный расширенный рост производства во многих крупных отраслях обрабатывающей промышленности.
Устойчивость этих трендов может привести к существенному повышению прогноза по динамике промышленности и реального ВВП России, сдвинув оценки к верхней границе текущего прогноза ЦБ (0,5—2%). Оценка сроков выхода экономики России к докризисным уровням может быть смещена со второй половины 2024 г. на начало 2024 г.
В то же время, сохраняется риск, что восстановление экономики России будет нелинейным и во 2-м полугодии текущего года рост существенно замедлится. Это сдерживает нас от резкого улучшения экономического прогноза.
Наш прогноз динамики реального ВВП (+0,2%) ставим на пересмотр. В моменте видим возможность его повышения до 0,5—0,8%», — делает вывод аналитик ПСБ Денис Попов.
Напомним, что по итогам марта прогноз ПСБ по ВВП на 2023 г. составлял –0,5% с перспективой выхода в зону роста.