Рост данного показателя наблюдался только по зерну и строительным грузам.
По данным аналитиков Промсвязьбанка, в мае 2023 г. среднесуточный объем погрузки на сети РЖД снизился месяц к месяцу на 3,0% и вырос в годовом выражении на 2,0%, до 3,4 млн т в сутки.
При этом эксперты ПСБ отмечают, что, несмотря на незначительное снижение объема среднесуточных погрузок в мае (что отчасти они обусловливают «длинными» праздниками) относительно показателей апреля, последние три месяца фиксируется прирост в среднем на 2,4%. Это авторы анализа объясняют перестраиванием торговых путей с ранее приоритетных европейских (с учетом закрытых направлений — Украина и Финляндия) на азиатские, при этом простой вагонов остается высоким (приблизительно 0,5 суток, в позапрошлом году показатель был равен 0,4 суток).
В лидерах роста остается погрузка зерна, которая увеличилась на 39,1% год к году, до 12,8 млн т на фоне выросшего спроса на продукцию и расширения квот в сегменте.
Погрузка же ключевого товара, угля, аналогично предыдущему периоду продолжает увеличиваться плавными темпами — на 1,2% в годовом измерении, до 151,1 млн т. Как поясняют аналитики банка, вызвано это тем, что европейский спрос на уголь компенсируется выстраиванием партнерских отношений со странами АТР.
Неплохо они оценивают погрузку стройматериалов (+9,1% год к году, до 54,6 млн т) на фоне расширения строительных программ (реконструкция БАМа и Транссиба, строительства автотрассы Москва — Казань и т.д.), а также восстановительных работ в новых регионах.
В аутсайдерах погрузки остаются лесные и промышленные грузы, которые снизились в годовом сопоставлении на 22 и 15,4% соответственно. Причиной всему аналитики ПСБ называют санкционное давление со стороны стран Запада как на производителей, так и потребителей продукции. Также эксперты банка отмечают, что в месячном срезе наблюдаются проблески к улучшению ситуации, ввиду чего «дно» по погрузкам можно считать пройденным.
«Мы полагаем, что в июне среднесуточный объем погрузки вырастет на 1,9% год к году, до 3,4 млн т, ввиду того, что явных “давящих” факторов к снижению перевозок мы не наблюдаем. Улучшение темпов погрузки будет способствовать дальнейшему наращиванию деловой активности в стране (индекс PMI в промышленности с июня прошлого года устойчиво держится выше 50 пунктов) и, как следствие, началу восстановительного роста ВВП уже во II квартале 2023 г.», — прогнозируют аналитики ПСБ.