За пять месяцев текущего года она почти достигла даже уровня января — мая «спокойного» 2021 г.
В преддверии ПМЭФ-2023 банк ВТБ сообщает, что, согласно данным аналитического сервиса Продажи.рф «Первого ОФД» (входит в группу ВТБ), россияне восстанавливают объемы своей потребительской активности. За пять месяцев общий показатель покупательского спроса приблизился к значениям аналогичного периода 2021 г., при этом объем потраченных покупателями средств вырос на 11%.
По статистике торговых точек, обслуживаемых «Первым ОФД», за январь — май россияне потратили около 1,2 трлн руб. В январе — мае текущего года россияне чаще, чем годом ранее, покупали электронику — число товаров выросло на 20%, при этом траты снизились на 6% к прошлому году, составив 10 млрд руб. К аналогичному периоду 2021 г. количество покупок выросло почти на 29% при аналогичном объеме затрат.
В популярных категориях существенных изменений не произошло. Спрос на одежду и обувь вырос на 2% к прошлому году, а объем потраченных средств увеличился на 13% (около 144 млрд руб.), сохранившись в пределах годовой инфляции. По сравнению с 2021 г. активность покупателей в этом году была ниже на 10%, что эксперты ВТБ связывают с остаточным влиянием ухода крупных брендов. Здесь восстановление спроса происходит постепенно по мере замещения товаров на рынке. Так, в мае 2023 г. спрос в категории вырос на 22% к апрелю.
В сегменте продуктов питания объем потраченных средств за январь — май составил 317 млрд руб. Эксперты Продажи.рф отмечают небольшое снижение количества приобретаемых товаров к прошлому году, которое во многом они связывают с изменением модели потребительского поведения. На фоне стабилизации ситуации покупатели перераспределяют свои расходы в пользу так называемых «необязательных» покупок — тратят больше денег на досуг и развлечения, делают крупные, дорогие покупки.
«Активное восстановление потребительского спроса в 2023 г., которое мы отмечаем, подтверждается также и данными Центробанка. Мы наблюдаем довольно умеренные показатели ценового давления, рост расходов на те или иные товары в пределах или ниже показателей инфляции, а в некоторых категориях можно говорить даже о небольшой дефляции. Покупательскую способность стимулируют позитивные рыночные ожидания и доступность всех видов кредитования для населения. Рынок потребительских товаров постепенно возвращается к своей докризисной структуре. В условиях дальнейшей стабилизации экономической ситуации и успешной реализации адаптационных мероприятий мы рассчитываем, что он продолжит расти», — комментирует Александра Красовская, руководитель отдела продаж аналитических сервисов «Первый ОФД».
Спрос на товары для спорта и активного отдыха после снижения в прошлом году также вернулся на уровень 2021 г. по количеству покупок, объем расходов вырос за два года на 5%, достигнув 15 млрд руб. за январь — май. Одновременно россияне стали реже приобретать алкоголь и сигареты — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество покупок в этих категориях снизилось на 8 и 11% соответственно, а к пяти месяцам докризисного 2021 г. — на 5 и 10%, сообщают аналитики ВТБ.