Всероссийский союз страховщиков информирует о своей поддержке принятия Госдумой законопроекта, распространяющего на такси закон об ОСГОП.
По мнению президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгения Уфимцева, вступление законопроекта в силу позволит значительно улучшить финансовую защиту пассажиров такси в случае причинения вреда их жизни или здоровью. Согласно предварительным расчетам ВСС, новый вид страхования обойдется в 56 коп. на каждую поездку, а стоимость полиса обязательного страхования ответственности владельца такси перед пассажирами составит около 2,5—3 тыс. руб. в год.
Глава ВСС напоминает, что до вступления законопроекта в силу в случае, если водитель такси с пассажиром попал в аварию, пассажир может гарантированно рассчитывать лишь на возмещение по ОСАГО. Лимит такого возмещения за вред жизни и здоровью составляет 500 тыс. руб., что в четыре раза ниже возмещения по закону о страховании ответственности перевозчика перед пассажирами, которое составляет 2 млн руб. Кроме того, в ряде случаев пострадавшему в ДТП пассажиру такси такая выплата не может быть произведена в силу законодательства.
Так, согласно абзацу 2 п. 3 ст. 1079 ГК РФ, вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях. Таким образом, лицо, причинившее вред, освобождается от выплаты возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. То есть если вред пассажиру такси причинен в результате столкновения двух автомобилей и водитель такси не виновен в аварии, выплата пассажиру по ОСАГО перевозившего его такси произведена быть не может. В то же время закон о страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами защищает пассажиров и в таких ситуациях.
При этом такси — очень аварийный вид транспорта: частота аварий, виновниками которых становятся водители такси, в семь раз превышает среднюю частоту ДТП по стране, а доля таксистов, имеющих максимальную скидку коэффициента «бонус-малус» — то есть стабильно демонстрирующих безаварийное вождение — составила по итогам 2022 г. всего 12%.
«Отрадно видеть, что существовавший долгое время дисбаланс в защите пассажиров такси и других средств общественного транспорта, наконец, будет разрешен. Пассажиры очень популярного, но и очень высокорискового общественного транспорта — такси — смогут получать такие же финансовые компенсации, как пассажиры автобуса и метро, по той же простой процедуре, не требующей сбора большого количества справок и документов», — отмечает Е. Уфимцев.