Выяснили это в преддверии Петербургского международного экономического форума «СберСтрахование» и «Деловая среда», опросив около 3 тыс. предпринимателей из 38 российских городов.
Исследование показало, что каждое четвертое предприятие (27,9%) сегмента малого и микробизнеса (ММБ) в России планирует расширяться — 11,3% предпринимателей рассчитывают сделать это уже в 2023 г., 7,2% планируют рост в ближайшие два—три года, а 9,4% владельцев бизнеса еще не определились с конкретными сроками расширения, но настроены на рост. Нанять новых сотрудников уже в этом году собираются 13,6% компаний.
Владельцы малого бизнеса рассказали, что больше всего опасаются утраты или повреждения помещений (36,4%), оборудования (35,5%) и транспорта (26%), текучести или дефицита кадров (27,2%), утраты или порчи товарных запасов (18%), а также перебоев в работе (13,7%).
Каждый пятый респондент (18,4%) сообщил, что его предприятие сталкивалось со страховыми случаями, а каждый восьмой (12,7%) заявил, что в результате происшествия пришлось приостановить деятельность предприятия.
При этом страхуют свое дело 60% предприятий ММБ. Чаще всего предприниматели выбирают ОСАГО (20,6%), добровольное медицинское страхование (ДМС) персонала (20,5%), страхование имущества и товаров (20,3%), добровольное страхование персонала от несчастных случаев (14,6%) и каско (11,8%).
По данным сервиса регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета «Деловой среды», наиболее популярной сферой у россиян-предпринимателей в 2023 г. остается розничная торговля. На нее в январе — мае пришлось порядка 30% регистраций: практически каждый третий бизнес в стране открывали, чтобы заниматься розницей. На втором месте находятся пассажирские и грузоперевозки, на третьем — оптовая торговля, далее идут специализированные строительные работы, строительство зданий, операции с недвижимым имуществом, общепит, персональные услуги, торговля автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт, разработка компьютерного программного обеспечения. Авторы опроса отмечают, что такое же распределение самых востребованных сфер для открытия бизнеса было характерно и для аналогичного периода 2022 г. При этом наибольший прирост представителей малого бизнеса показывает сфера IT (увеличение на 15,5%).
Руслан Вестеровский, старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка: «Важный элемент поддержки малого бизнеса — страховая защита. В нашей стране культура страхования пока еще более развита в крупных компаниях, а малый и особенно микробизнес страхуются реже. Но, как показывают кейсы наших клиентов сегмента ММБ, столкнувшихся с неприятностями, не будь у них страховки, многие из них потеряли бы свой бизнес».
Алексей Грищенко, исполняющий обязанности генерального директора АО «Деловая среда»: «Благодаря сервису дистанционной регистрации бизнеса, через который только за первые пять месяцев 2023 г. свое дело оформили порядка 60 тыс. человек, мы можем отслеживать тренды предпринимательской активности россиян. Одна из них — сохранение интереса к созданию своего бизнеса у молодежи. Так, на людей, открывших ИП или ООО в возрасте от 18 до 35 лет, с января по май 2023 г. пришлось 44%. Больше всего таких предпринимателей оказалось в Удмуртии, Оренбургской области, Чувашии и Дагестане».