Тестовая версия: в России начнут маркировать сладкие напитки – плюсы и подводные камни пилотного проекта

| новости | печать

Впервые обязательная маркировка товаров в России была введена в 2019 году и первыми категориями, попавшими под нанесение специальной информации, стали табачные и меховые изделия. С каждым годом список товаров, которые необходимо маркировать, расширялся. С апреля 2023 года под обязательную маркировку попали пиво и напитки на его основе, с июля стартует пилотный проект по запуску аналогичного процесса для сладких напитков. Какой результат ждет от этого рынок и что требуется от производителей рассказал Максим Рукавишников, директор по маркетингу компании «Меридиан» – одного из крупнейших российских интеграторов цифровой маркировки на рынке.

Для чего нужна маркировка товаров

Маркировка товара дает возможность проверить его качество и подлинность, а также отследить его путь по логистической цепочке от производства до продажи конечному потребителю. Основной целью маркировки является борьба с контрафактной продукцией, а также снижение числа случаев использования “серых” схем для сокрытия доходов со стороны производителей.  Таким образом, конечный потребитель будет приобретать только качественные оригинальные товары. 

Для чего маркировать безалкогольные напитки?

Согласно последним исследованиям Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ) 20% соков, сладких газированных и других безалкогольных напитков составляет фальсификат и контрафактная продукция. Проверив маркировку с помощью приложения «Честный знак» – национальной системы маркировки и прослеживания продукции, – покупатель сможет узнать производителя или импортера безалкогольной продукции, проверить срок ее годности и оригинальность, сообщить о подделке в случае ее обнаружения.

Польза для потребителей и производителей

Но самая значимая информация в маркировке для конечного потребителя - срок годности и состав безалкогольных напитков. Летом 2023 года прогнозируется 12%-ный рост спроса на них среди россиян, чем могут воспользоваться недобросовестные изготовители газировки, кваса, холодных чаев и других прохладительных напитков, которые после введения акциза на сахар начали заменять его на синтетические сахарозаменители. Эти вещества могут спровоцировать нарушение микрофлоры кишечника, кислотного равновесия крови и вызвать воспаление. С маркировкой потребитель будет уверен в составе и сможет защитить свое здоровье и близких. 

Таким образом маркировка создаст в российском сегменте безалкогольной продукции здоровую конкуренцию, где не появится продукция, которая лишь имитирует вкус, запах и цвет популярных сладких напитков и соков, но имеет более привлекательную для покупателя стоимость за счет применения агрессивной химии, угрожающей здоровью.

Кто на новенького?

Эксперимент с маркировкой сладких напитков продлиться до 1 февраля 2024 года и сейчас для представителей сегмента участие в нем добровольно. Скорее всего, после завершения пилотного проекта маркировка сладких напитков станет обязательной, как это было с другими категориями товаров. Однако производителям не о чем волноваться - во-первых, многие из них уже работали с различными видами маркировки товаров, а во-вторых, согласно расчетам НИФИ расходы на маркировку в себестоимости одной единицы продукции составит не более 15 копеек, таким образом розничный ценник сладких напитков увеличится в среднем 0,17% в год, или 1% за шесть лет. Помимо этого, Минпромторг России совместно с крупнейшими интеграторами технологий и оборудования для цифровой маркировки товаров проводят с производителями сладких напитков подробную информационную работу: при помощи вебинаров представители сегмента получают доскональные инструкции и помощь в организации процесса. 

В связи с отсутствием минусов реализации проекта по маркировке безалкогольных напитков в 2023 году ожидается расширение списка товаров, подлежащих обязательному нанесению цифрового кода. В перечень войдут вода для детского питания, пищевые биологически активные добавки (БАДы), отдельные виды медицинских изделий.