Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, проведенного в рамках спецпроекта с РИА Новости, о потребительских предпочтениях россиян на фоне санкций, инфляции и ухода привычных брендов.
Исследование ВЦИОМ показало, что автомобили / автозапчасти — первое, что приходит на ум большинству россиян при упоминании дорогостоящих товаров (56%). Это в целом подтверждается официальной статистикой. Согласно данным Росстата, новая иномарка вошла в топ-10 подорожавших товаров минувшего года — годовой прирост ее цены составил 39,11%. Недвижимость, в том числе загородная — земельный участок, дом или дача, — расположилась на второй строчке народного рейтинга (42%), бытовая / электронная техника — на третьей (27%). Для каждого пятого дорогостоящими являются продукты питания — овощи, фрукты, мясо, морепродукты и др. (21%). В группе 60+ лет и россиян с низким потребительским статусом в тройку самых популярных ответов вошли продовольственные товары (26 и 37% соответственно).
Менее охотно к дорогостоящим товарам россияне причисляют предметы гардероба — одежду и обувь (8%), мебель и стройматериалы (по 6%). Предметы, имеющие не только материальную, но и художественную, историческую ценность (антикварные вещи, ювелирные украшения, драгоценности), назвали еще 8%, вдвое реже звучали атрибуты богатой жизни — самолеты, яхты, вертолеты (4%). В единичных случаях упоминались такие категории товаров, как компьютеры и гаджеты (по 3%), лекарства и медицинские услуги (3 и 2% соответственно), бензин и бытовая химия (3 и 2% соответственно). Несмотря на ощутимый рост цен на путешествия, они также оказались в аутсайдерах (2%).
С улучшением материального положения назвать дорогостоящие товары становится затруднительнее. В группе с низким потребительским статусом содержательный ответ смогли дать 94% опрошенных, в группе с высоким — 83%.
Чем выше материальная обеспеченность, тем чаще в ответах россиян фигурируют такие категории товаров, как недвижимость и предметы роскоши — антиквариат, драгоценности и др. Например, граждане с высоким и средним материальным положением называли недвижимость в 1,5 раза чаще, чем менее обеспеченные (44 и 45% против 30%). Обратная ситуация наблюдается в случае с продуктами питания, бытовой техникой, одеждой и мебелью. Так, покупка последней проблематична для 11% россиян с плохим материальным положением и только для 3% — с высоким.
За последний год более чем у трети россиян изменились покупательские стратегии (38%), в том числе 34% отметили, что стали реже приобретать дорогостоящие товары, тогда как чаще покупки такого рода начали совершать 4%. Ничего не изменилось за рассматриваемый период у 57% россиян. Сохранить потребление дорогой продукции на прежнем уровне удалось в первую очередь высокообеспеченным гражданам (71%) и работникам бюджетных организаций (65%).
Авторов исследования заинтересовало, что ответы на данный вопрос весьма схожи у москвичей/петербуржцев и жителей сельской местности — большинство в этих группах отмечают неизменность потребительских привычек (62 и 63% соответственно). Эксперты ВЦИОМ полагают, что солидарность горожан и сельчан кроется в разном видении дорогостоящих товаров.
Также опрос показал, что благодаря пандемии шопинг в интернете прочно вошел в нашу повседневность. Но когда дело касается дорогих покупок, российские потребители отдают предпочтение привычному офлайн-шопингу. В общей сложности традиционный ритейл для приобретения дорогих товаров выбирает каждый второй россиянин (48%), в том числе 29% не видят ему альтернативы («покупают только в обычном магазине»). Приверженцами интернет-шопинга можно назвать 16% наших сограждан, включая 3% заядлых любителей онлайн-шопинга, совершающих покупки только в сети. Еще четверть россиян придерживаются золотой середины и делают дорогостоящие онлайн- и офлайн-покупки с одинаковой частотой (24%). Лучше всего маневрировать между двумя форматами шопинга удается молодым людям 18 — 24 лет (42%).
Типичный приверженец офлайн-покупок — россиянин в возрасте 45 лет и старше (45 — 59 лет — 51%, 60+ лет — 64%), со средним образованием и ниже (64 — 70%), проживающий в небольшом городе с населением до 100 тыс. человек или селе (53 и 64% соответственно) и предпочитающий телевидение интернету (78%).
Среднестатистического сторонника онлайн-покупок отличают молодой возраст (25 — 34 лет — 28%), наличие высшего образования (23%), проживание в одной из столиц (28%) и активное пользование интернетом (29%).
По мнению россиян, с той или иной периодичностью совершающих дорогие покупки в обычных магазинах (доля группы — 72%), главное преимущество офлайн-формата — возможность посмотреть, пощупать товар и оценить его качество (45%). Заметно реже упоминают более низкие цены в сравнении с маркетплейсами (11%), 9% привлекает высокая скорость покупки («не надо ждать доставки / взял и купил»), 7% — возможность приобрести в обычных магазинах продукты питания (7%). Еще для 6% важна консультация продавца, для 5% — наличие акций и скидок.
Топ-3 преимуществ онлайн-покупок в представлениях тех, кто допускает покупку дорогостоящих товаров через интернет (доля группы — 40%): выгодная цена, мобильность («не нужно выходить из дома / заказ из любого места») и широкий ассортимент (39, 31 и 27% соответственно). Еще 18% привлекают удобство и скорость доставки, 8% — акции, скидки, кешбэк, 7% — наличие отзывов о товаре. По 6% отметили легкость выбора, а также те категории товаров, которые предпочитают заказывать онлайн (одежда, бытовая техника, электроника), 5% — возможность сравнения товаров у разных продавцов.
Тренд на осознанное потребление все чаще заставляет задуматься, как поступить со сломанной вещью — подобрать ей замену или дать новую жизнь. На сегодняшний день большинство россиян придерживаются второй стратегии: 73% в случае выхода из строя каких-либо предметов обихода предпочитают их отремонтировать, в том числе 46% принимают наиболее экономное решение — чинят самостоятельно или просят помощи у соседа, еще 27% отдают вещь в ремонтную мастерскую. Приобретают новый товар на замену сломанного 18% опрошенных.
Решение о судьбе сломанного товара принимается исходя из имеющихся ресурсов. Россияне с хорошим материальным положением вдвое чаще россиян с плохим материальным положением покупают новую вещь (26% против 13% соответственно). Последние более чем в половине случаев ремонтируют изделие самостоятельно (56% против 43 и 45% среди граждан с высоким и средним уровнем благосостояния).
На фоне событий минувшего года, санкций и ограничения импорта произошел массовый отток западных брендов из России. Некоторые зарубежные компании полностью остановили деятельность в стране, часть — перешли в собственность государства или нашли новых владельцев в лице российских предпринимателей, а другие «переоткрылись» под новым брендом. Возвращение иностранных компаний под другим названием россияне воспринимают преимущественно нейтрально (54%), особенно молодежь 18 — 24 лет (71%). Положительное отношение декларирует каждый пятый (21%), отрицательное — 18%
Позитивный настрой чаще присущ жителям городов с населением 500—950 тыс. человек и больше (26% против 16—19% в менее крупных населенных пунктах). Авторы исследования полагают, что это связано с представленностью и доступностью западных брендов именно в крупных городах, в результате чего для жителей более актуально их возвращение.
Ранее 71% россиян отмечали, что в случае отсутствия нужных товаров определенной иностранной марки в России они отдадут предпочтение другому доступному в стране бренду. Лишь каждый восьмой будет искать способ приобрести товар из-за рубежа (12%) и только 6% дождутся его появления в России или откажутся от покупки (6%).