Аналитики также отследили, как изменилась доля дешевых авто на вторичном рынке.
По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в июне 2023 г. жители России приобрели 501,9 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Это на 42,2% больше, чем годом ранее.
Почти половина (49,8%) от этого количества приходится на пять марок. Лидерство здесь традиционно сохраняет отечественная LADA, доля которой в начале лета превысила 21%. Это соответствует 106,2 тыс. подержанных машин — на 18,7% выше уровня годичной давности. Второе место в рейтинге удерживает японская Toyota, показатель которой достиг 60,3 тыс. единиц (+56,9% соответственно). Далее следуют корейские бренды Kia (28,7 тыс. штук; +44,8%) и Hyundai (28,4 тыс.; +42,7%). Замыкает ТОП-5 японский Nissan, объем вторичного рынка которого тоже заметно вырос (+42,2% до 26,6 тыс. штук).
Эксперты агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что все марки, вошедшие в десятку лидеров по итогам июня нынешнего года, демонстрируют положительную динамику. При этом наибольший рост зафиксирован у Honda (+64,8%), а наименьший — у LADA (+18,7%).
Звание самой популярной модели среди подержанных легковых автомобилей по-прежнему принадлежит Ford Focus. Объем покупок «фокусов» в первый летний месяц составил 10,6 тыс. экземпляров, показав рост на 42,3%. На вторую строчку рейтинга поднялся хэтчбек LADA 2114 «Самара-2» (9,8 тыс. штук; +11,8%), а на третью опустился Hyundai Solaris (9,7 тыс.; +22,7%). Четвертое место занял Kia Rio (9,6 тыс.; +23,1%). Аналитики агентства отмечают, что эти три модели отделяет друг от друга не более сотни купленных экземпляров. Замыкает ТОП-5 самых популярных на вторичном рынке легковых автомобилей в июне Toyota Corolla (9,2 тыс. штук; +49,1%).
Все десять моделей-лидеров тоже показывают положительную динамику. Самый сильный рост среди них показывает Toyota Camry (+54,1%). При этом хуже других в июне 2023 г. увеличились объемы покупок у двух вазовских седанов — «семерки» и «Приоры» (менее 10%), которые уже сняты с производства.
Рассмотрение аналитиками АА «АВТОСТАТ» итогов 1-го полугодия 2023 г. показало, что за это время россияне купили 2752,3 тыс. подержанных легковых автомобилей. Это на 26,8% больше, чем за шесть месяцев прошлого года. Эксперты агентства отмечают, что все представленные ими бренды и модели за этот период демонстрируют рыночный рост.
Также они проанализировали динамику в России рынка подержанных легковых машин с ценой до 0,5 млн руб. и выяснили, что их доля падает. Согласно данным агентства, по итогам пяти месяцев 2023 г. они заняли 42% вторичного рынка, а в январе — мае 2022 г. этот показатель составлял 50%.
Практически во всех остальных ценовых категориях отмечен рост рыночной доли (на 1—2 процентных пункта). Только в сегменте самых дорогих подержанных автомобилей (более 4 млн руб.) доля осталась прежней.
Отдельно экспертв агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что категория дешевых машин с пробегом (до 0,5 млн руб.) остается крупнейшей по объемам. Второе место занимает сегмент с ценой 0,5 — 1 млн рублей (27%), а третье — автомобили, которые стоят в среднем 1 — 1,5 млн руб. (12%). Доля оставшихся ценовых категорий составляет менее 10%.
По затратам аналитики агентства наблюдают иную картину. Лидируют в этом плане подержанные машины с ценой 0,5 — 1 млн руб. Их доля составляет 20% от всей емкости вторичного рынка. Именно на них россияне тратят больше всего денег. Показатели других сегментов в структуре затрат уступают лидеру не столь серьезно, как в объемах. А меньше всего денег тратится на покупку легковых автомобилей с пробегом, которые имеют цену от 3 до 4 млн руб. (доля — 10%).
Также эксперты агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что год назад по затратам на вторичном рынке лидировали самые дорогие машины. По итогам пяти месяцев 2022 г. их доля составляла 23%, теперь — 18%. Как раз они и «просели» сильнее других, у которых динамика не превышает 3 п.п. в обе стороны, констатируют авторы анализа.