Банк России информирует, что соответствующий закон приняла Госдума.
В информации регулятора говорится, что Закон, принятый Государственной Думой, направлен против манипуляций с полной стоимостью кредита (ПСК) или займа и навязывания дополнительных платных услуг. Он поможет заемщику точнее понять объем своих расходов и упростит выбор наилучшего предложения.
Так, расширяется перечень платежей заемщика, которые банки и микрофинансовые организации должны включать в расчет ПСК. Закон относит к ним не только платежи, предусмотренные в кредитном договоре, но и другие, от которых фактически зависят условия кредита — ставка, срок и так далее. В частности, это может касаться страховки жизни и здоровья, выгодоприобретателем по которой является сам заемщик, или страховки автомобиля, выступающего залогом по кредиту.
По общему правилу ПСК будет рассчитываться исходя из максимально возможной суммы платежей, если они зависят от поведения заемщика, например от оплаты каких-либо услуг или соблюдения определенных условий. Из этого правила предусмотрены исключения. Так, по кредитным картам заемщик увидит две ПСК: с учетом минимальной и максимальной ставки. Как правило, они применяются в зависимости от того, использует владелец карту для покупок или для снятия наличных.
Снижается риск навязывания дополнительных услуг и расширяются возможности отказаться от них. Кредитор будет обязан направить заемщику уведомление с перечнем услуг, на которые клиент дал согласие, и предельным сроком для отказа. Этот срок увеличивается более чем в два раза: с 14 до 30 дней. Услуги, не связанные с кредитом, но проданные вместе с ним, должны оформляться отдельным заявлением. Правила возврата денег за ненужные услуги распространяются также на товары и работы.
Подпадает под запрет недобросовестная реклама кредитов и займов, когда кредиторы привлекают клиентов низкой процентной ставкой, но не акцентируют внимание на условиях ее получения. Чтобы исключить такую практику, за кредитором закрепляется обязанность в рекламе, на сайте, в мобильном приложении и офисе указывать рядом со ставкой диапазон значений ПСК таким же шрифтом.
Предусматривается, что большинство норм закона вступит в силу через 180 дней после опубликования, норма о рекламе — через 90 дней, сообщает регулятор.