Выяснили это в ходе совместного опроса ВТБ и «Открытие Авто».
Исследование показало, что более четверти российских автовладельцев меняют машину каждые четыре—пять лет. Чаще всего это делают на Северном Кавказе: 35% жителей этого региона приобретают другую машину не реже, чем раз в пять лет. В ЮФО таких автолюбителей 34%, а на Дальнем Востоке — чуть менее трети.
Из опроса также следует, что использовать автомобиль «до последнего» предпочитают 19% россиян. Бережливее всего к машинам относятся жители Центрального федерального округа и Сибири — почти четверть из них предпочитают пользоваться машиной до выработки ресурса. Примерно каждый десятый респондент заявил, что меняет машину через два—три года после ее покупки. Причем на Дальнем Востоке таких автовладельцев больше, чем в среднем по России — 15%. Ежегодно другое авто приобретают около 1% россиян.
Проведенное исследование также показало, что около 40% автовладельцев купили свою первую машину в возрасте 18 — 25 лет. Еще около четверти решились на покупку, достигнув 26 — 30 лет. При этом большая часть (57%) опрошенных приобрели свой первый автомобиль на заработанные или накопленные средства, 21% использовали для этого кредит, еще 10% получили его в подарок, а 5% унаследовали.
Число машин, которыми владели россияне, ожидаемо для авторов опроса зависит от возраста респондентов: у молодежи до 35 лет это одна—две машины, представители более возрастной аудитории указывают, что имели в собственности более трех авто (40%). При этом мужчины заявляют, что владели большим числом автомобилей в течение жизни, чем женщины (38% против 20%).
Почти 40% россиян не считают изменение линейки представленных на рынке марок ограничивающим фактором и находят текущий выбор удовлетворительным — 7% покупают или планируют покупку отечественных авто, а 29% предпочитают выбирать машину на вторичном рынке, где выбор остался столь же широким. При этом 59% россиян в этом году изменили планы по покупке машины из-за текущей ситуации на рынке, так как снизилось предложение новых транспортных средств.
«Несмотря на серьезные вызовы для отечественного авторынка, с которыми он столкнулся в прошлом году, уровень автомобилизации в России растет. По данным ВЦИОМ, сегодня одна или несколько машин есть более чем у 60% семей, в этом году приобрести авто планирует четверть опрошенных россиян. На этом фоне мы фиксируем активный спрос на автокредиты, которые помогают клиентам осуществить планы. В 1-м полугодии россияне заняли на покупку машин рекордные 606 млрд руб., что на 19% превышает результат первой половины рекордного 2021 г. Факторами роста выступают отложенный спрос 2022 г., активное проникновение китайских брендов, а также увеличение интереса к отечественным авто: их доля в продажах выросла в 1,5 раза», — комментирует начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников.
«В ближайшее время цены на автомобили могут продолжить корректироваться, поэтому имеет смысл присмотреться к представленным на рынке вариантам. В пределах 1,5 млн руб. из машин эконом-сегмента можно выбрать любые марки на первичном и вторичном рынке, на них есть альтернативные запчасти. Владеть премиальными автомобилями за 1,5—2,5 млн руб. будет дороже: в целом, на них налажен параллельный импорт, но запчасти приходится ждать уже дольше. В долгосрочной перспективе стоит обратить внимание на китайские бренды — из-за количества сервисных центров и стабильной доступности комплектующих. К примеру, Haval Jolion, Geely Coolray, Haval F7, Chery Tiggo 4 из-за своей популярности представлены в большом количестве и в сегменте новых авто, и на “вторичке”, а значит, есть из чего выбрать. Кроме этого, все больше автопроизводителей из КНР предлагают выгодные субсидии при кредитовании своих брендов», — отмечает руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.