Результаты соответствующего опроса представляет Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Седьмая волна исследования ВЦИОМ показала, что о национальных проектах известно 64% россиян. Им одинаково известно о нацпроектах независимо от пола (по 62%), возраста (за исключением молодежи 18 — 24 лет — 54%) и региона проживания (исключение — Уральский федеральный округ — 52%).
Авторы исследования напоминают, что национальные проекты федерального масштаба были приняты в 2018 г. Всего их насчитывается 16 по трем направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». С последнего замера (декабрь 2022 г.) самыми узнаваемыми нацпроектами остаются «Здравоохранение» (73%), «Образование» (71%) и «Безопасные качественные дороги» (71%). В июне текущего года в пятерке лидеров также оказались «Малое и среднее предпринимательство» и «Жилье и городская среда» (по 66%). «Демография» и «Экология», ранее входившие в топ-5, опустились на шестое и седьмое места соответственно. Как констатируют эксперты ВЦИОМ, несмотря на то, что модернизация транспортной инфраструктуры по-прежнему входит в пятерку «аутсайдеров», информированность о данном нацпроекте за последние полгода выросла существенно — с 39 до 48%. Об относительно новом федеральном проекте «Передовые инженерные школы» (добавлен в мониторинг в текущей волне) пока знают около четверти россиян — 27%, что, предполагают авторы опроса, связано с его узкой направленностью.
По мнению россиян, больше всего внимания за последний год государство стало уделять следующим трем направлениям: развитию цифровой экономики (68%) и внутреннего туризма (61%), а также производству отечественной продукции (61%). С июня 2022 г. доля тех, кто заметил переход на «рельсы импортозамещения», выросла на рекордные 29 п.п. (июнь 2022 г. — 32%). В отношении же поддержки предпринимателей и экспорта оценки россиян довольно скромны: в том, что органы власти стали больше внимания уделять этим задачам, убеждены 41 и 37% соответственно.
В число наиболее приоритетных направлений работы государства (помимо упомянутых трех) вошли также модернизация транспортной инфраструктуры (54%), качество и безопасность дорог (52%) и благоустройство населенных пунктов (51%).
Внимание государства — не единственное, что россияне замечают в национальных проектах. Как показал опрос, положительные изменения в различных сферах (цифровая экономика, производительность труда, благоустройство населенных пунктов и т.д.) в среднем отметили более половины опрошенных (57%, +7 п.п. с декабря 2021 г.). Тройка самых заметных из них снова остается неизменной с прошлого замера: рост количества онлайн-сервисов в сфере госуслуг (88%), благоустройство городской среды (85%) и увеличение производства российской продукции (82%). Далее следуют (по убыванию доли согласившихся с суждением):
- создание новых мест для учащихся за счет строительства современных школ (ранее такой вариант ответа не предлагался) (78%);
- увеличение объема понятной информации о туристических услугах и местах, которые можно посетить (77%);
- повышение цифровой грамотности людей (76%);
- рост числа разнообразных туристических предложений (76%).
Также авторы исследования ВЦИОМ отмечают, что больше всего за последний год выросла доля тех, кто отмечает такие позитивные изменения, как:
- увеличение числа компаний, продающих свою продукцию в дружественные страны (61%, +23 п.п.);
- увеличение числа предприятий малого и среднего бизнеса (54%, +8 п.п.);
- повышение производительности труда на предприятиях (55%, +6 п.п.);
- рост регистраций самозанятых, индивидуальных предпринимателей (67%, +5 п.п.);
- увеличение объема отходов, которые подвергаются разделению и переработке (60%, +5 п.п.).