Аналитики связывают это с мерами Банка России по охлаждению данного рынка.
Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 3 тыс. микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, передающих ему сведения, в июле 2023 г. количество микрозаймов (или «займов до зарплаты» до 30 тыс. руб.) составило 2,86 млн единиц, сократившись по сравнению с предшествовавшим месяцем на 2,8% (в июне 2023 г. — 2,95 млн). Эксперты НБКИ констатируют, что выдача микрозаймов сокращается второй месяц подряд.
В то же время они отмечают, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число выданных микрозаймов в июле 2023 г. несколько выросло — на 3,9% (в июле 2022 г. — 2,76 тыс. единиц). Данный рост авторы анализа объясняют некоторым сокращением выдачи микрозаймов в первой половине прошлого года.
В регионах РФ наибольшее количество микрозаймов в июле текущего года было выдано в Москве (165,1 тыс. единиц), Московской области (139,0 тыс.), Краснодарском крае (107,6 тыс.), Свердловской области (102,3 тыс.), Республике Башкортостан (98,4 тыс.).
По сравнению с предшествовавшим месяцем в июле 2023 г. выдача микрозаймов уменьшилась в большинстве регионов страны. При этом среди 30 регионов — лидеров в данном сегменте розничного кредитования самое существенное сокращение было зафиксировано в Архангельской (–5,1%) и Воронежской (–4,8%) областях, в республиках Татарстан (–4,6%) и Саха (Якутия) (–4,6%), а также в Алтайском крае (–4,4%). Единственным регионом в топ-30, в котором число выданных микрозаймов за месяц немного выросло, стала Москва (+0,2%).
«После роста в начале года последние два месяца выдача микрозаймов сокращалась. Во многом это стало следствием мер регулятора по охлаждению микрофинансового рынка. Так, в начале года были введены макропруденциальные лимиты в части долговой нагрузки заемщиков, а с 1 июля 2023 г. была снижена максимально возможная процентная ставка по микрозаймам. Упомянутые меры привели к сокращению выдачи “займов до зарплаты”, прежде всего гражданам с высокой долговой нагрузкой», — комментирует директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.