ВЦИОМ представляет комплексные данные телефонного опроса и экспертных интервью с представителями бизнеса, научного сообщества и органов власти для Национальной ассоциации дистанционной торговли.
Согласно исследованию ВЦИОМ, эксперты сходятся во мнении, что увеличение размера лимита беспошлинного ввоза товаров для физических лиц было предпринято очень своевременно и позволило россиянам в условиях санкций и нарушения логистических цепочек продолжить покупать необходимые товары по приемлемой цене. Повышение порога с 200 до 1000 евро совместно с введением параллельного импорта предотвратило дефицит импортных товаров, которым нет аналогов на российском рынке. Сейчас эксперты описывают положение российских маркетплейсов, импортирующих товары, как уверенное. Тем не менее в сфере трансграничной торговли продолжает существовать ряд сложностей: нарушение логистических цепочек после начала СВО, колебания курса валют, прекращение работы в России ряда производителей и уход западных брендов.
Опрошенные россияне неоднозначно воспринимают возможное снижение порога беспошлинного ввоза: 42% считают, что это ухудшит положение российских покупателей, в то время как 38% считают, что оно никак на них не повлияет.
Более консолидированы те, кто совершает покупки из-за рубежа на сумму свыше 200 евро, чаще видят в снижении порога угрозу своему положению (72% против 19%), и менее силен страх ухудшения положения у тех, кто совершает менее дорогостоящие покупки (56% против 30%).
Только 19% респондентов уверены, что продолжат совершать покупки в том же объеме, если порог беспошлинного ввоза снизится до 200 евро, 18% россиян будут заказывать меньше, а 15% и вовсе придется отказаться от покупки заграничных товаров, в то время, как 38% считают, что оно никак на них не повлияет.
Рассматривая сценарий снижения порога беспошлинного ввоза товаров в октябре 2023 г. до 200 евро, опрошенные ВЦИОМ эксперты называют следующие возможные последствия:
- повышение цен в традиционном ритейле и на российских маркетплейсах;
- невозможность приобрести импортные товары, которые не доставляются в РФ даже в рамках параллельного импорта (чаще всего речь идет о технике и одежде);
- увеличение доли серого и черного рынка и невозможность контролировать качество ввозимых товаров;
- лишение россиян с небольшим доходом возможности совершить большую покупку по приемлемой цене (особенно это коснется малых городов, где ассортимент товаров в оффлайн-магазинах невелик);
- нарушение статус-кво в ситуации, когда общество встревожено нестабильной ситуацией на рынке, будет воспринято нападение на привычный образ жизни;
- снижение конкуренции на внутреннем рынке, которая обычно стимулирует развитие отрасли.
Авторы исследования констатируют, что архитектура положения маркетплейсов в повседневной жизни россиян такова, что невозможно описать их типичного пользователя, так как онлайн-шоппинг перестал быть чем-то сложным и недоступным для россиян. Ими практически одинаково пользуются представители обоих полов и разных возрастных когорт.
Хотя бы один раз совершали покупки на маркетплейсах 80% опрошенных, в то время как в ноябре 2021 г. эта цифра составляла 55% (+25 п.п.). Количество пользователей маркептлейсов с доставкой из-за рубежа — 47%, информирует ВЦИОМ.